Статьи

15.12.2011

Александр Шепелев: мы не заставляем заказчиков читать между строк

Журнал «Бюллетень Кинопрокатчика», декабрь 2011 г. Мария МУХИНА

В октябре прошлого года вышло правительственное постановление, согласно которому все кинотеатры страны должны подключиться к единой федеральной автоматизированной информационной системе (ЕАИС). В процессе внедрения так называемого электронного билета участвуют отнюдь не две стороны, а три: помимо государства и кинопоказчиков, «в деле» также разработчики соответствующего программного обеспечения. С одним из них, директором билетных систем компании UCS Александром Шепелевым, мы побеседовали о технологических нюансах «политического» вопроса.

БК: Скажите, пожалуйста, претерпели ли автоматизированные билетные комплексы какие-то изменения, вызванные необходимостью отправлять данные о проданных билетах?

 
a.shepelev-2011-Dec.jpg
Александр ШЕПЕЛЕВ: Конечно! Все компании, которые занимаются установкой билетных систем в кинотеатрах, разработали для своих программ специальные модули, обеспечивающие автоматизированную отправку данных в ЕАИС. Некоторые наши коллеги-автоматизаторы гордо заявляют, что они являются активными разработчиками ЕАИС. Мы же в этом смысле очень скромная компания… Однако отсутствие громких заявлений подобного рода не означает, что наша продукция не отвечает требованиям ЕАИС – опыт работы в 30-ти странах мира научил нас безукоризненно соблюдать законодательство государств, на территории которых используется наше программное обеспечение.

Другое дело, что рыночную экономику, которую развитые страны совершенствовали на протяжении последних ста лет, России приходится осваивать семимильными шагами. И иногда, подобно героине фильма ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ, очень хочется, чтобы какой- нибудь Джонни сделал монтаж. Но, к сожалению, это невозможно… И вот, например, в нашей стране напрочь отсутствуют критерии, по которым можно было бы оценить надежность и удобство той или иной билетной системы. При этом если на удобство еще хоть как-то можно закрыть глаза, то к качеству программного обеспечения все же нужно присматриваться внимательнее, ведь речь идет о достоверности финансовых данных, отправляемых в федеральное ведомство. Пока законодательно не будут выработаны критерии оценки, подтверждающие достоверность отправкитех или иных данных в ЕАИС, каждый автоматизатор вправе говорить, что его система работает корректно и лучше, чем у других. А вот насколько это действительно так, пока никто не может сказать с уверенностью, поскольку экспертиза и аудит представленных на российском рынке билетных систем не проводились.

Странно, наверное, из моих уст слышать подобное, но ведь известно же: крупные компании во всем мире первыми понимают, что честно работать выгодно. Собственно, к этому мы и призываем всех наших конкурентов.

С какими трудностями в связи с ЕАИС вам, возможно, пришлось столкнуться? Ведь вы, получается, оказались как бы между двух огней – кинотеатрами и Министерством культуры РФ. Как строятся ваши взаимоотношения с Главным информационно-вычислительным центром(ГИВЦ) минкульта и с другими государственными подразделениями?

- Этим вопросом вы попали, как говорится, не в бровь, а в глаз. Действительно, чего мы только не наслушались от кинотеатров! Вплоть до того, что мы же и являлись лоббистами законопроекта о ЕАИС. Нам это, конечно, лестно слышать – кому бы не хотелось иметь рычаги влияния на принятие тех или иных законов в нашей стране. Но пока мы подобной силы не имеем. Максимум, чего удостаивается наша компания, так это привлечения экспертов UCS в качестве консультантов по тем или иным вопросам в секторах экономики, где наше программное обеспечение считается лучшим в стране, а по некоторым оценкам – даже лучшим в Европе. Но и в этом случае наш голос всего лишь совещательный, и, к сожалению, эта работа практически всегда имеет номинальный характер. В общем, давайте называть вещи своими именами – зачастую нас привлекают только «для галочки», как статистов: мнение экспертов якобы учтено…

Что касается ГИВЦ, то, должен сказать, им тоже приходится несладко. Они не являются законодательным органом. По большому счету, это такой же IT-департамент, как, например, мое подразделение в компании UCS. Но только занимаются они обслуживанием Министерства культуры РФ. Так что я действительно с искренним сочувствием смотрю на своих коллег из ГИВЦ, когда на них сыплются все шишки – со стороны федерального правительства и со стороны кинотеатров.

el_bilet.jpg

Как уже было сказано, ваша компания не единственная, чьи технологии вроде как отвечают государственным требованиям. Я даже помню, как в какой-то беседе начальник Управления статистики и аналитики ГИВЦ Сергей Мокров сказал, что есть четыре компании, к которым могут обратиться желающие установить ЕАИС. Как в таком случае вы боретесь с конкурентами? Что выгодно отличает вашу компанию от других?

- Нравятся мне ваши вопросы! Любой компании, наверное, хотелось бы, чтобы Сергей Мокров сказал, что именноее продукцию ГИВЦ рекомендует для использования в качестве билетной системы в кинотеатре. Но тогда это была бы нездоровая монополия, и такой расклад точно бы не пришелся по душе кинотеатрам. Если посмотреть на мои интервью и другие публичные выступления хотя бы за последние лет пять, то можно убедиться, что я всегда говорил: здоровая конкуренция – это очень хорошо. Но, к сожалению, между здоровой и просто конкуренцией существует огромная пропасть.

По сравнению с другими компаниями у нас есть три основных достижения, в ближайшее время едва ли доступные для наших соперников:
  1. В 75-ти городах России расположены дилерские центры UCS, которые осуществляют техническое обслуживание кинотеатров;
  2. Обновление программного обеспечения для всех клиентов UCS пожизненно предоставляется бесплатно, что ежегодно экономит кинотеатру порядка 100 тысяч рублей;
  3. В штате только московского офиса нашей компании работает более 200 сотрудников, то есть все доработки и улучшения программного обеспечения мы делаем гораздо быстрее, чем любой наш конкурент в России или даже в Европе.
Однако есть принципиальная разница между нашей работой в России и в странах Европы. Когда мы говорим про конкуренцию в Европе, то подразумеваем определенные правила игры, которые шлифовались на протяжении всего XX века. Приходя на западные рынки, мы просто начинаем работать по их стандартам и, что самое интересное, честно побеждаем своих европейских и американских конкурентов. А вот когда мы по наивности пытаемся по тем же стандартам работать в России, отечественные конкуренты воспринимают честные правила игры как нашу слабость.

ucs-160-30.jpg

Вот один характерный пример: много лет назад, еще в 90-е годы, в нашей стране был издан закон, предписывающий всем организациям, использующим контрольно-кассовые машины (ККМ), заключать договоры с центрами технического обслуживания (ЦТО), в рамках которых организация ежемесячно вносит абонентскую плату в размере от одной до трех тысяч рублей, а ЦТО обеспечивает исправность работы ККМ. С появлением ЕАИС наша компания не стала изобретать велосипед и просто взяла за основу правила игры, к которым все кинотеатры привыкли на примере работы своих кинобаров: мы бесплатно устанавливаем модуль ЕАИС, а за его обслуживание просим от 1250 до 2500 рублей в месяц. Некоторые конкуренты пытаются использовать эту информацию против нас – они обещают кинотеатрам разово продать модуль работы с ЕАИС (стоимость – в пределах 100 тысяч рублей), но при этом недоговаривают самое главное – что обновление программного обеспечения в дальнейшем будет платным. Стоимость обновления, как правило, составляет 25% от стоимости всего программного обеспечения, то есть если в среднем автоматизация кинотеатра стоит порядка 300 тысяч рублей, значит, ежегодно кинотеатр будет вынужден платить около 75 тысяч рублей. А учитывая скорость изменений в законодательстве нашей страны, таких обновлений может быть два, а то и три в году. Вот и посчитайте! Кроме того, для обслуживания ЕАИС кинотеатрам чаще всего навязывают договор технической поддержки – мало того, что вам сначала продадут модуль ЕАИС, так потом еще вы будете платить за его обслуживание. Итак, посчитав всю эту экономику, оказывается, что предложение компании UCS – самое гуманное на рынке. У нас нет никаких скрытых комиссий – мы не заставляем заказчиков читать между строк и сразу говорим, что сколько стоит. Плюс с экономической точки зрения предложение компании UCS получается наиболее выгодным. Конечно, подобные заявления выглядят как плохая самореклама, но все, что я сказал, легко поддается проверке.

schema.jpg

Недавно ваша компания запустила сервисы по продаже билетов через Интернет. Эти данные также фиксируются в ЕАИС? Насколько система продаж билетов через Интернет надежна – чего ведь только оттуда не «пиратили»?

- У людей, не знакомых с технологией работы билетных систем, действительно могут быть такие страхи, но они абсолютно беспочвенны. Дело в том, что любая билетная система работает в режиме оn-line, сделано это с целью предотвращения продажи двойных мест – невозможно одно и то же место продать в Интернете и в кассе кинотеатра или в билетном терминале. Все, что происходит в Сети, в режиме реального времени фиксируется на сервере кинотеатра. По-другому просто невозможно!

Более того, я бы хотел отметить: все, что происходит с платежами в Сети, скрыть практически невозможно – такой вот парадокс. При покупке билетов через Интернет оплата осуществляется по безналичному расчету, а это значит, что такие платежи прозрачныи их крайне сложно увести от налогов. Отчасти, например, именно поэтому использование пластиковых карт так распространено в развитых странах мира. Там государственные институты делают все для развития и популяризации безналичных платежей.

Что касается пресловутых хакерских атак, надо понимать: протоколы безопасности, по которым происходит обслуживание кинотеатров и всевозможных банков, идентичны на 100%. Эти сервисы зачастую предоставляются одной и той же компанией. Как вы думаете, что хакеру будет выгоднее взламывать – банк или кинотеатр? Ответ очевиден: взлом кинотеатра у хакера никогда не окупится! Поэтому, отвечая на ваш вопрос, надежна ли система продажи билетов через Интернет, однозначно могу сказать: да. Это как раз тот случай, когда интересы государства и бизнеса совпадают по максимуму. Кинотеатру Интернет выгоден с точки зрения расширения каналов продажи билетов, а государству – с точки зрения прозрачности денежных потоков.

Ну а мы как третья заинтересованная сторона делаем все для того, чтобы этот сервис стал максимально простым и удобным. В рамках нашего сотрудничества с объединенной компанией «Афиши» и Rambler в конце этого – начале следующего года начнется продажа билетов через терминалы QIWI. Все кинотеатры, имеющие билетную систему «UCS-Премьера», получат этот сервис бесплатно. Думаю, это будет более чем адекватный подарок всем нашим клиентам к наступающему Новому году.

sale.jpg