Статьи

14.03.2011

Александр Шепелев: главный тренд в области развития инновационных технологий – сервис по продаже билетов через интернет

Журнал «Бюллетень Кинопрокатчика» № 3(56), март 2011 г.

Компания UCS занимается автоматизацией кинотеатров с конца 90-х годов. За это время успел произойти бум строительства новых площадок, сменившийся в силу ряда причин замедлением развития кинопоказа в стране. Сейчас, по итогам заседания Правительственного cовета по развитию отечественной кинематографии, состоявшегося 1 февраля 2011 года, увеличение количества кинотеатров на территории России признано одной из приоритетных задач. В разработке проект «Кино Сити», в рамках которого до 2015 года запланировано создание киноцентров не менее чем в 200 городах, где слабо развит частный кинопоказ. «БК» побеседовал с директором билетных систем UCS Александром Шепелевым об особенностях автоматизации новых кинотеатров и о векторе дальнейшего развития IT-технологий.

a.shepelev-bk-6-59.jpg

БК: В ближайшее время, мы надеемся, кинопоказ в России начнет активно развиваться и будут открываться новые кинотеатры. Что вы посоветуете предпринимателю, желающему автоматизировать свой кинотеатр «с нуля»? С чего ему стоит начать?

АЛЕКСАНДР ШЕПЕЛЕВ: Первое, что я спрашиваю у людей, открывающих кинотеатр, – насколько остро они ощущают конкуренцию со стороны других площадок. Если в городе уже работает современный кинотеатр, предлагающий такие сервисы, как продажа и бронирование билетов через Интернет, если в разных точках города расставлены терминалы, продающие билеты в кино, а среди жителей распространены клубные карты конкурирующего кинотеатра, в таком случае я, естественно, советую не отставать от лучших площадок города, так как зритель, как и любой из нас, очень быстро привыкает к хорошему и всегда будет сравнивать новую площадку с лучшими кинотеатрами. Соответственно, я советую начать с изучения, что хорошего есть у непосредственных конкурентов. После чего необходимо выработать собственную стратегию, понять, какова первостепенная задача – «быть не хуже» или «стать лучшим в городе». В зависимости от выбора стратегии специалисты компании UCS помогают составить проект автоматизации баров (R-Keeper), продажи билетов (UCS-Премьера) и предлагают обсудить комплекс внедрения маркетинговых программ (Card Systems).

Какие льготные решения вы готовы предложить новичкам?

- Хороший вопрос. На самом деле про автоматизированные комплексы практически каждый второй предприниматель, впервые открывающий кинотеатр, вспоминает чуть ли не в последний момент, то есть когда кресла, кинопроекторы и все остальное оборудование уже смонтированы. Более того, иногда уже даже назначена дата открытия кинотеатра, когда вдруг с ужасом обнаруживается, что кассового оборудования нет. Перед открытием, как вы понимаете, деньги у инвесторов заканчиваются, и несмотря на то, что бюджет автоматизации кинотеатра (UCS- Премьера + R-Keeper) составляет менее 1% от общего размера инвестиций в мультиплекс, заказчик вынужден вступать с нами в переговорный процесс и просить о предоставлении различного рода преференций. Как вы знаете, наша компания является «законодателем моды» в области автоматизации кинотеатров, а статус лидера, естественно, обязывает вырабатывать некие общие стандарты для всех игроков рынка. Таким образом, когда в UCS поступают запросы на предоставление льготных условий, мы всегда даем на выбор два варианта: либо предоставляем скидку, размер которой обсуждается в зависимости от объема заказа и долгосрочности взаимоотношений между компаниями, либо работаем без скидок, но с условием беспроцентной рассрочки платежа за программное обеспечение (например, в течение двух первых месяцев работы кинотеатра).

kiosk-bk-3-56.jpg

Имеет ли смысл с самого начала вкладываться в консешн-зону (бары, игровые автоматы) или будет достаточно автомата с попкорном и прохладительными напитками? На каких стадиях развития кинотеатра, по вашему опыту, имеет смысл модернизировать оборудование?

- Как я уже сказал, многое зависит от уровня сервиса, к которому привыкли жители каждого конкретного города. Кинотеатрам, расположенным в небольших региональных городах, необходимо также анализировать конкурентов из соседних областных центров, так как современный зритель в поисках лучшего сервиса и более вкусного попкорна готов проехать лишний десяток километров. Например, мы до сих пор наблюдаем, как жители некоторых городов Московской области ездят до ближайшего кинотеатра на МКАДе. По поводу модернизации оборудования могу сказать, что моральное устаревание «железа» происходит не ранее чем через пять лет после установки. Поскольку наша компания изначально поставляет только качественную «белую» технику, то даже по прошествии пятилетнего срока оборудование продолжает исправно работать. Аналогию здесь можно провести с японским автомобилем: он будет «бегать», пока вы на нем ездите, другой вопрос – эстетики и потребностей рынка. Приведу наглядный пример: для внедрения одной из наших новинок – универсальной кассы (UCS- Премьера + R-Keeper), позволяющей за барной стойкой продавать билеты в кино, – потребовалось заменить системные блоки барных касс, так как мощности старых системных блоков не позволяли развернуть две системы одновременно. Но если бы кинотеатр не внедрял данную технологию, его старые системные блоки работали бы еще много лет. Общий вывод такой: компьютерная техника, как и любая другая, начиная от кофемашины и заканчивая кинопроектором, очень быстро устаревает, поэтому, покупая оборудование, всегда стоит делать небольшой запас по мощности, поскольку то, что сегодня нам кажется запасом, завтра может стать необходимым минимумом.

Существуют ли у вас консультанты по обучению свеженанятого персонала работе с тем или иным программным обеспечением? Во сколько оценивается подготовка персонала?

- Вопросами консультаций у нас занимаются два специальных подразделения – отдел обучения и технический отдел. В общей сложности, это более 30 человек (не считая региональных дилеров в 101 городе РФ, СНГ и ЕС). Наши специалисты обучают не только линейный персонал (билетных кассиров, барменов и официантов), но также и офисных сотрудников кинотеатра – бухгалтеров-калькуляторов, менеджеров бара и директоров по репертуарному планированию. Кроме того, у нас есть специальная методика по обучению системных администраторов кинотеатра. Стоимость наших услуг зависит от выбранного курса и колеблется от 1200 до 1500 рублей за один час обучения.

Вместе со многими вашими клиентами вы развивались сами – за это время произошло немало технологических изменений. Какие еще инновационные возможности откроются перед кинотеатрами в ближайшем будущем?

- Современный вектор развития неуклонно ведет нас к тому, что в ближайшее время в кинотеатре не будет классических кассиров в том виде, в котором они есть сейчас. В настоящее время в некоторых кинотеатрах полностью, а в некоторых – частично, вместо обычных касс уже установлены автоматические терминалы по продаже билетов как за наличные, так и по банковским картам. Такие терминалы позволяют выкупать забронированные билеты, а также распечатывать бланки строгой отчетности, оплаченные через Интернет. И, пожалуй, самый главный тренд в области развития инновационных технологий – сервис по продаже билетов через Интернет. Как вы знаете, доля активных пользователей Сети ежегодно растет, и вместе с ней растет объем продаваемых билетов через сайты кинотеатров и билетные агентства (www.afisha.ru). Уверен, за такими каналами – будущее в плане продажи билетов в кино. Однако здесь не хватает следующего шага в плане развития современных технологий – возможности проходить в зал по штрих-коду, распечатанному из Интернета. Технологически наши системы готовы реализовать этот сервис уже сейчас, но для этого требуется помощь со стороны государства – необходимо придать данной технологии законный статус, как это было сделано в свое время для авиа- и железнодорожных билетов. Думаю, что в ближайшее время будет сформирована инициативная группа для соответствующего обращения в Министерство культуры РФ. Как вы понимаете, этот вопрос логично вписывается в законопроект об электронном кинобилете, вокруг которого последние несколько лет идут активные дебаты. Уверен, если такая поправка будет принята, бизнес-сообщество по-другому начнет относиться к ЕАИС. А пока, к сожалению, термин «электронный кинобилет» совсем не отвечает той смысловой нагрузке, которую он в себе несет. Когда мы говорим об электронном билете на скоростной поезд «Сапсан», все понимают, что проводник пропустит нас в вагон по штрих- коду, распечатанному из Интернета. А вот в кино так зайти нельзя, хотя по большому счету данный сервис нацелен в первую очередь на удовлетворение потребностей кинозрителей, то есть граждан РФ, на страже интересов которых, в общем-то, и стоит государство.