Статьи

15.11.2010

Александр Шепелев: подключая ЕАИС, мы предлагаем небольшим кинотеатрам специальные цены

Журнал «Бюллетень Кинопрокатчика» № 11(52), ноябрь 2010 г.
Максим ТУУЛА

Компания UCS уже много лет является одним из крупнейших поставщиков программного обеспечения для кинотеатров: она не только предоставляет возможность автоматизировать продажу билетов, но и включить в пакет кинотеатра дополнительные услуги – от бронирования мест в Интернете до продаж через автоматические терминалы. На сегодняшний день с компанией работает почти 70% крупнейших сетей России. Прошедший год должен был оказаться нелегким для кинотеатров: в действие была введена система единого электронного билета, о работе с которой компании масштаба UCS позаботились заранее. У страха глаза велики, и благодаря подготовке все оказалось куда проще, чем предполагали многие. Директор билетных систем UCS Александр Шепелев рассказал «БК-Action!», как на самом деле прошло внедрение ЕАИС и как развитие технологий отразилось на сервисах, доступных для российских зрителей.

a.shepelev-bk-11-52.jpg

Бк-ACTION! Какие изменения произошли в вашей системе за последний год? 

АЛЕКСАНДР ШЕПЕЛЕВ: Некоторые из наших заказчиков установили универсальные кассы – теперь за барной стойкой можно продавать не только попкорн, но и билеты в кино. Универсальные кассы сегодня есть в кинотеатрах «Баррикады» и «Алтуфьево» сети «КАРО Фильм». Почему этот сервис должен пользоваться спросом? Статистика говорит, что люди приходят в кино за 10–15 минут до начала сеанса. Консешн-зона же приносит кинотеатрам до 70% прибыли. Но, купив билет в кассе и увидев очередь в бар, зритель сразу отправится в зал мимо барной стойки – многие хотят занять свое место, пока не погасили свет, и посмотреть ролики вместо того, чтобы тратить время на ожидание. Поэтому зритель предпочтет отстоять одну очередь и купить сразу и попкорн, и билет, что особенно актуально для блокбастеров. Сервис однозначно выгоден кинотеатрам, но здесь могут возникнуть и про- тиворечия. Директора кинотеатров по F&B зачастую полагают, что нужно как можно быстрее обслуживать клиентов в баре, чтобы выручка была больше, а значит, не надо отвлекаться на покупку билетов, выбор сеансов, мест. Но если политика выстроена правильно, то эти проблемы можно свести к минимуму. Найти выход довольно просто: скажем, вместо двух касс поставить в баре четыре. В этом случае директор по F&B уже не будет против введения универсальной кассы, потому что расширяется количество кассовых узлов и число предоставляемых услуг. По большому счету, люди, не подошедшие к бару из-за очереди, это упущенная прибыль, а мы предлагаем компромиссное решение.

А как не привыкший к этой услуге зритель узнает, что может купить билеты не в кассе, а в баре? 

- Конечно, этот сервис еще новый для России, потому здесь должны поработать маркетологи – проинформировать зрителей какими-то специальными флаерами, объявлениями. Как правило, кинотеатр знает своего зрителя, старается сохранять постоянную клиентуру, тех киноманов, которые часто ходят в кино. Если вы посещаете один и тот же кинотеатр, то вы сразу заметите, например, в билетной кассе объявление: «Теперь вы можете купить билет и за барной стойкой», а в баре – найдете соответствующий флаер. Таким образом, основная публика кинотеатра узнает о новом сервисе в течение уже первого месяца.

Какое распространение за последнее время получили автоматические терминалы? Насколько выгодно кинотеатрам пользоваться ими?

- Автоматических терминалов пока мало, но от технического прогресса мы точно никуда не денемся. В будущем мы установим универсальные терминалы, которые позволят оплатить еще и товар из бара, а потом с чеком получить его у стойки. За этим – будущее. Впервые на территории России мы установили автоматические терминалы с устройством выдачи сдачи. Они работают, например, в кинотеатрах «Формулы Кино Горизонт» и «Формулы Кино Стрела». Статистика одного из этих кинотеатров говорит, что 88% билетов продается именно через терминал, а не через классическую кассу. Терминалы популярны именно там, где есть устройство выдачи сдачи. Да, это дополнительные расходы, но в комплексе за- траты на такое устройство кинотеатрам выгодны: терминалу не нужен больничный, он не уходит в отпуск, ему не надо платить зарплату и, как я считаю, самое главное – он всегда улыбается.
Что касается дистанционной продажи билетов через терминалы пополнения баланса телефонного счета, то есть один нюанс, сдерживающий массовое развитие такого сервиса. Если, скажем, на спортивных мероприятиях в качестве документа используется фискальный чек и, получая штрих-код в автоматическом терминале, вы можете сразу проследовать в зал через турникет, то в кинотеатрах применяется бланк строгой отчетности (БСО), поэтому штрих-код нужно менять на билет. Это не очень удобно. Но выгода сервиса заключается и в широкой сети распро- странения: вы можете купить билет в любом супермаркете, любом оживленном месте. Поход в кино – импульсная покупка. Если вдруг во время пополнения баланса мобильного телефона вы увидите подсказку, что тут же можно купить билет в кино, то вы внезапно можете вспомнить, что давно не ходили с женой в кино. Это действительно помогает кинотеатрам повысить заполняемость залов. Владельцы терминалов охотно идут на расширение набора услуг: практика показывает, что как только в терминале появляется дополнительный сервис – будь то оплата услуг ЖКХ или покупка билетов, выручка от всех остальных сер- висов вырастает. Ведь при всех прочих равных условиях я подойду к тому терминалу, на котором я могу решить сразу несколько задач.

 kiosk-bk-11-52.jpg

Как развиваются технологии в регионах?

- В Красноярске и Перми реализованы некоторые из наших проектов, связанных с продажей билетов в кинотеатрах через терминалы пополнения баланса телефонного счета. В Красноярске так продаются не только билеты в кинотеатр – начинали мы вообще со спорта: с продаж билетов во Дворец спорта имени Ивана Ярыгина.

Насколько продвинулась работа с интернет-услугами? В каких из них есть растущая потребность?

- Сервис продажи билетов через Интернет очень популярен, его активно используют, а значит, он приносит прибыль. Скоро мы будем предоставлять не только возможность покупать билеты в Интернете, но и приобретать товары в баре онлайн. То есть вы можете оплатить какой-то комбо-набор, прийти в кинотеатр с чеком и получить заказ в баре перед тем сеансом, на который вы приобрели билет. Предполагается, что в баре для этого будет предусмотрено специальное окно выдачи. Более того, так как мы предлагаем решения не только для кинотеатров, но и для предприятий общепита (программа R-Keeper), то здесь наши программы выступают, так сказать, единым фронтом. Апгрейд систем не предусматривает дополнительных затрат для кинотеатров: нужно просто приобрести услугу для интернет-продаж, а в баре все уже будет сформировано. Таким образом единственной задачей станет организация собственно отдельного места для выдачи заказов. Мы помогаем решить и другую проблему: помимо баров на территориях кинотеатров функционируют и рестораны, в которые, бывает, попасть очень трудно, особенно на уикенд. Наш новый сервис позволит не только продавать товары из бара, но и резервировать столики. Решать вопрос о том, делать ли эту услугу платной, мы предоставим кинотеатрам, но я считаю, что было бы правильным просить за нее некоторую сумму, чтобы люди все-таки приходили. Возможно, это не будет касаться категории VIP-гостей.

kassa-bk-11-52.jpg

Есть ли интернет-услуги, от которых вы решили отказаться?

- Ни от одной из услуг, предоставляемых через Интернет, ни мы, ни наши заказчики не отказались. Другое дело, что услуги эволюционировали: например, бронирование билетов стало платным в некоторых кинотеатрах. Это дополнительная сумма, которую с вас взимают каким-то образом: например, снимают со счета при звонке на короткий номер. При этом сервис не стал менее популярен – люди готовы платить. Один из сотовых операторов предоставляет возможность забронировать билет с помощью SMS или через звонок на короткий номер, а стоимость минуты разговора составляет 70 рублей. Но люди все равно звонят. Для кинотеатров решается следующая проблема: если зритель уже заплатил более или менее ощутимую сумму, то он будет чувствовать себя обязанным прийти на забронированные места. Вопрос даже не в зарабатывании денег, а в том, чтобы гарантировать, что зритель придет в кинотеатр.

 plazma-bk-11-52.jpg

Расскажите о штрих-кодах, высылаемых по MMS. Насколько широко они распространены? Какие сложности возникают при их использовании?

- Сейчас эта услуга удобна потому, что штрих-код, выдаваемый терминалом на бумаге, легко может затереться, испортиться, помяться. MMS дает возможность сохранить код в более надежном виде. Но экономическая отдача незначительна, это скорее исключение, чем правило. Вообще, в случае с этой услугой работает та же конкуренция: при всех прочих равных зритель выберет то место, где ему будет предоставлен наибольший комфорт. На ум приходит аналогия с оплатой билетов при помощи банковской карты: у многих кинотеатров до сих пор нет этой услуги, а ведь известно, что клиенту проще расставаться с виртуальными деньгами, чем с наличными. Статистика говорит, что в случае введения оплаты банковскими картами покупатели гораздо легче соглашаются покупать билеты на более дорогие места. Существует проблема со штрих-кодами в целом. Я надеюсь, что следующим шагом при введении ЕАИС будет предоставление возможности кинотеатрам не только использовать БСО, но и фискальный чек. То есть со штрих-кодом можно будет идти сразу в кинозал – в том числе с MMS. Кинотеатры часто сомневаются в безопасности MMS-штрих-кодов – их ведь можно запросто переслать другому человеку. Вопрос решается легко: в кинотеатрах есть камеры, а если нет, то сейчас они стоят недорого. Наша система не позволит пройти по одному и тому же штрих-коду дважды – она сразу проинформирует контролера или охранника. Если гость будет предъявлять претензии, то мы можем посмотреть в нашем отчете время первого считывания штрих- кода и сверить его с записью на видеокамере. Понятное дело, нужно будет предупреждать при выдаче штрих-кода, что передавать его нельзя. Целевая аудитория кинотеатров – в основном тинейджеры, которые обладают гибким умом и обязательно попытаются скопировать штрих-код хотя бы раз. Но здесь работает «сарафанное радио»: стоит вам один раз пресечь такую попытку, как информация быстро разнесется среди молодежи.

Как прошло внедрение единого электронного билета? Возникли при этом какие-то непредвиденные сложности и как вы с ними справились? можете ли вы сказать, каким кинотеатрам это далось сложнее?

- Успех компании зависит от персонала, в нашем случае – от программистов. Мы смогли сохранить тот штат, который еще только начинал работать над проектом «UCS Премьера». Это означает, что мы занимаемся этой проблемой более десяти лет и уровень компетентности наших сотрудников – один из самых высоких в стране. Решение технических вопросов, связанных с изменением законодательной базы, введением новых продуктов и т. д., для наших специалистов не представляет большой сложности. Мало кто говорит комплименты Министерству культуры, но я хотел бы похвалить их техническую службу. Готов их поблагодарить публично за то, что они не подходят к вопросу сугубо формально. Если бы они просто информировали, что изменения произошли, и поручали нам самим их искать, нам бы потребовалось много времени, чтобы нововведения найти в общем массиве информации. Но Министерство культуры отнеслось к делу с пониманием и уважением – и указало, например, те конкретные пункты, где произошли изменения в формате передачи данных. Наибольшие трудности в связи с введением единого электронного билета испытали небольшие региональные кинотеатры, у которых вообще не было никакой автоматизированной системы. На последнем совещании у вице-премьера Жукова было принято решение дать больше времени кинотеатрам в городах с населением до 100 тысяч человек, и этот вопрос они должны будут решить до 2015 года. Подключая ЕАИС, мы предлагаем небольшим кинотеатрам специальные цены, которые можно обсуждать индивидуально в каждом конкретном случае.

Какие осязаемые выгоды получили кинотеатры на практике?

- Те компании, которые уже установили автоматизированные системы, серьезных затрат не понесут. Крупнейшие киносети исправно платят налоги и делают отчисления прокатным компаниям уже давно. Теперь Министерство культуры помогло киносетям в том смысле, что им больше не нужно доказывать свою добросовестность. Площадки, генерировавшие основную часть прибыли, работали по-честному – и теперь это станет очевидно всему бизнес- сообществу.

turnstile1-bk-11-52.jpg