Статьи

22.03.2010

Александр Шепелев: услуга бронирования более выгодна для кинотеатров, чем продажа билетов через сеть

Журнал «Бюллетень Кинопрокатчика» №3(44), март 2010 г.

a.shepelev.jpg


За 18 лет российская компания UCS сумела стать незаменимым участником киноиндустрии. Поставщик программного обеспечения для ресторанов и билетных касс, на сегодняшний день UCS может похвастаться лидирующими позициями на рынке. По данным РБК, 95% билетов в кинотеатрах Москвы проходит именно через ее систему. Услугами компании пользуются как крупные сети вроде «Формулы Кино» и «Каро Фильм», так и небольшие однозальники. В зависимости от потребностей клиента UCS предлагает различные комбинации программ: можно установить только модули для билетных касс и управляющего, а можно—широкий набор, включающий возможность продажи билетов через Интернет и SMS, установку мониторов для отображения количества свободных мест или видеоконтроль за билетерами. Компания ведет активную экспансиюна территории России и СНГ: ее дилерская сеть охватывает 75 городов от Камчатки до Беларуси, от Киргизии до Заполярья. Более того, программное обеспечение UCS куплено в 24 страны мира, а представительства можно найти в Восточной Европе, Закавказье и даже во Вьетнаме. Глобальное наступление интернет-технологий и общенациональный переход на систему единого электронного билета побудили «БК-Action!» выяснить у Александра Шепелева, ответственного в UCS за билетные системы и контроль доступа, что ждет российскую кинотеатральную систему в ближайшем будущем.



BK-ACTION! Скоро состоится введение единого электронного билета в кинотеатрах. Каким образом ваша система сможет адаптироваться к новым условиям?

АЛЕКСАНДР ШЕПЕЛЕВ: Клиенты компании UCS – самые крупные киносети России, а лидерство в любой отрасли накладывает определенные обязательства. После совещания 9 июля 2008 года в Департаменте кинематографии некоторые наши заказчики решили выступить тестовыми площадками для обкатки единого электронного кинобилета (ЕАИС), не дожидаясь вступления закона в силу. Чтобы минимизировать количество технических сбоев, неизбежных при внедрении таких глобальных систем, как ЕАИС, некоторые наши клиенты начали отправку данных в Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) Министерства культурыпри помощи «Премьеры-ЕАИС» – специального модуля, разработанного в нашей компании. Могу с уверенностью сказать, что эти сети оказали рынку и государству неоценимую услугу, так как впроцессе тестовых передач наша компания и ГИВЦ смогли существенно улучшить свои сервисы, чтобы с 1 мая все наши заказчики комфортно и безболезненно начали работать в новых условиях.

ticket.gifBK-ACTION! Расскажите о программах, составляющих финансовые отчеты. Как анализируются финансовые показатели?

ШЕПЕЛЕВ: Более чем за десять лет в программе «UCS-Премьера» создано свыше пятидесяти видов всевозможных отчетов, среди них как стандартные формы, отвечающие текущему законодательству, так и заказные отчеты клиентов. Наша компания поставляет их все в базовой комплектации, не беря дополнительных денег. Получается, что любому кинотеатру теперь доступны результатыт ой колоссальной работы, которую проделали сети-«первопроходцы» вроде «Каро Фильм» и «ФормулыКино», создавая оптимальные формы для своих финансистов и бухгалтеров. Но я иногда сталкиваюсь с ситуациями, когда кинотеатру безразлично, что более 70% крупнейших киносетей страны используют эти отчеты, и он требует другие. Реакция нашей компании проста: мы бесплатно предоставляем любому желающему инструмент для создания собственных уникальных отчетов. Кроме того, в базовую комплектацию включен отчет в виде кубов – OLAP-технологии. Это инструмент для построения сложных аналитических зависимостей в режиме реального времени: выпрос то перетаскиваете нужный столбец или строку (аналог таблицы Excel) – и система тут же строит сложные отчеты с перекрестными зависимостями. Этот инструмент незаменим, например, при оценке эффективности той или иной маркетинговой акции.


movie_theater.gifBK-ACTION! Какие способы привлечения зрительской аудитории, по-вашему, наиболее эффективны?

ШЕПЕЛЕВ: Самый эффективный способ привлечь зрителя в кинотеатр – это показать хороший фильм, АВАТАР – тому подтверждение. Что касается компании UCS, то мыс оздали целый комплекс модулей (всего их 29), которые способствуют привлечению зрителей. Хорошо известно, что целевая аудитория кинотеатра – молодежь в возрасте 16–25 лет, и она наиболее активно пользуется Интернетом. По-этому аудиторию можно существенно расширить, продавая билеты через популярные сайты. Уверен, что многие упускают это из виду. Иногда я становлюсь свидетелем таких споров: служба маркетинга желает максимально расширить каналы интернет- продаж, а главный бухгалтер возражает, что рентабельность такого проекта очень сложно просчитать и нагрузка на бухгалтерию, которая и так перегружена, существенно возрастает. Угадайте, кто побеждает в таких спорах. Конфликт может «разрулить» только учредитель: собственнику, как никому другому, известно, что в бизнесе часто приходится рисковать, идти против течения, играть на опережение. Именно от таких шагов очень часто зависит успех.
BK-ACTION! Много ли билетов продается через Интернет?

ШЕПЕЛЕВ: Я не могу раскрыть коммерческую тайну наших заказчиков об объемах интернет-продаж. Однако могу поделиться статистикой запросов о покупке модуля «Продажа билетов через Интернет». Еще пять лет назад, когда мы с компанией «ВымпелКом» впервые на российском рынке запускали этот сервис в сети «Каро Фильм», всем казалось, что он опережает время. Тогда еще не была развита продажа электронных билетов на самолет или поезд и рынок относился к услуге довольно скептически. Сейчас ситуация принципиально изменилось. Все наши крупные заказчики внедрили этот сервис, среди них – «Каро Фильм», «Киномакс», «Формула Кино». Преодолен основной барьер на этом пути – ментальный. Крупные киносети станут главным генератором развития сервиса по интернет-продаже билетов. Рынок развивается благодаря конкуренции, и если одна сеть начинает продавать билеты через Интернет, то, как правило, ее ближайший конкурент внедряет у себя аналогичную услугу, нередко ее совершенствуя. В настоящее время мы работаем над модернизацией этого сервиса. По законодательству, фискальным документом в кинотеатре является бланк строгой отчетности (БСО). Чтобы зрителя, купившего билет через сайт, впустили в зал, он вы нужден в кинотеатре распечатывать билет в специальном окне или автоматическом терминале по коду, полученному в Интернете. Было бы идеальным вариантом, если бы зрителя сразу пускали в зал по распечатанному из Сети штрих-коду. Технологию эту мы успешно применяем на спортивных объектах, но там, в отличие от кинотеатров, фискальным документом является чек. У нас уже есть решение, как реализовать такой сервис в рамках БСО, но пока предложение находится на стадии юридической проработки в крупных киносетях. Существует еще одна услуга, связанная с интернет-продажами. Компания UCS – не только разработчик билетной системы «UCS-Премьера», но и основной поставщик программ R-Keeper для кинобаров. После того как мыу спешно реализовали сервис продажи билетов через Интернет, многие стали обращаться с просьбой о создании аналогичной услуги для кинобара. Идея заключается в следующем: зритель предварительно оплачивает попкорн или напиток из бара в Интернете и, приходя в кинотеатр, получает свой заказ без очереди. Сейчас мы изучаем потребность рынка в этой услуге, и если интерес к ней действительно будет, мы с удовольствием ее введем.


BK-ACTION! Зрители покупают билеты чаще через сайты кинотеатров или сторонние сайты(вроде «Афиши»)?

ШЕПЕЛЕВ: На решение, где покупать билет, влияет как минимум два фактора: во-первых, есть ли у зрителя любимый кинотеатр, и, во-вторых, показывают ли там фильм, который он хочет увидеть. Если два этих условия выполняются, то человек, как правило, пользуется сайтом кинотеатра. Но если гостю безразлично, в какой кинотеатр идти, и он хочет получить полнуюкартину того, что идет в городе, он пользуется сайтом, предоставляющим информацию по всем кинотеатрам города, например, Afisha.ru.


BK-ACTION! Возможно ли появление в России сайтов, охватывающих продажи билетов в национальном масштабе, вроде американских Fandango.com или Movietickets.com?

ШЕПЕЛЕВ: Появление в России сайтов вроде Fandango.com или Movietickets.com не за горами. Несколько лет назад наша компания начала серьезные инвестиции в эту область. Мы приняли в штат специалистов, работавших в США. На текущий момент можно констатировать, что российский билетный процессинг нами успешно создан. Демо-версию можно посмотреть на сайте Ticketoria.ru. Цель проекта – объединить все городские кассы на едином информационном портале, дающем возможность не просто бронировать билеты через Интернет и оплачивать их через курьеров или специальные офисы, как это происходит сейчас, а именно продавать билеты через Интернет. Такие технологии положительно влияют на рынок автоматизации в целом. Сейчас мы приступили к внедрению этой технологии в одном из регионов. Наш региональный партнер выступает в проекте как инвестор, то есть за свой счет устанавливает оборудование и программы, чтобы подключить заведения проведения досуга к общегородскому сайту продажи билетов. Этот факт говорит сам за себя: если бы сервис не был рентабелен, инвесторы не вкладывали бы свои кровные. Но все же услуга продажи билетов через Интернет достаточно нова для российского рынка, и ее надо грамотно позиционировать и продвигать. Только в этом случае она будет приносить желаемую прибыль кинотеатру и максимальный комфорт зрителям.


BK-ACTION! Насколько выгодны системы бронирования билетов без предоплаты? Например, недавно некоторые кинотеатры отказались от этой услуги на сеансах АВАТАРА.

ШЕПЕЛЕВ: Сеансы АВАТАРА – скорее исключение, чем правило. Вылучше меня знаете, сколько в году выходит фильмов, на которых в кинотеатрах залы заполняются на 100%. Согласен, на такие фильмы, как АВАТАР, стоит приостанавливать бронирование через Интернет: кинотеатр и так уверен, что продаст все билеты самостоятельно. Вопрос лояльности к постоянным гостям здесь остается за скобками. Но, к сожалению, АВАТАРЫ заканчиваются, и неплохой заполняемостью считается в среднем 30%. Профессионалы кинобизнеса постоянно говорят о том, что основной доход в кинотеатре приносит concession. При этом статистика неумолимо твердит, что люди приходят в кино незадолго до фильма, и если в баре стоит очередь, многие сразу идут в зал, не посещая бар. А при интернет- бронировании кинотеатр предупреждает зрителей, что необходимо выкупить бронь за 30 минут до начала фильма, в противном случае она аннулируется. Все понимают, что кинотеатру очень выгодно приучить зрителя приходить за 30 минут до начала сеанса – чем дольше гость будет находиться на территории кинотеатра, тем больше денег он потратит в concession-зонах. Получается, что услуга бронирования более выгодна для кинотеатра, чем продажа билетов через Сеть. Долгое время я слышал опасения, что хакеры будут бронировать весь зал и тем самым затруднять предварительную продажу билетов. Чтобы отсечь такие злоупотребления, нашу первую версию интернет-бронирования мы привязали к клубным картам – бронировать через Интернет могли только их обладатели. Такая версия работала в объединенной компании «Формула Кино» (когда сети «Каро Фильм» и «Формула Кино» находились под одним управлением). С тех пор рынок информационных технологий серьезно изменился, усовершенствовались и технологии в области безопасности. В настоящее время услуга бронирования через Сеть доступна любому желающему: достаточно просто зарегистрироваться на сайте кинотеатра. В качестве реабилитации услуги по продаже билетов через Интернет хочу сказать, что она окупается быстрее, если кинотеатр берет за эту услугу небольшие деньги. Статистика показывает, что гости, которые стремятся получить максимальный комфорт, оплачивая билеты через Интернет, готовы заплатить за этот сервис небольшую сумму сверх стоимости билетов. Другими словами, стоимость билета при этом не меняется, гость просто оплачивает дополнительную сервисную услугу.


home_office.gifBK-ACTION! Многие ли используют клубные карты? Как чаще всего работают дисконтные программы?

ШЕПЕЛЕВ: На сегодняшний день клубная карта – один из основных инструментов для привлечения и, самое главное, удержания зрителей в кинотеатре. Я не буду рассказывать про системы лояльности всех наших клиентов – уверен, что конкурирующие сети прекрасно ориентируются в маркетинговых программах друг друга. Скажу только, что дисконтная система «UCS-Премьера» может предоставлять не только дисконт и бонус в билетной системе, но и работать с барной системой R-Keeper. Другими словами, у всех наших заказчиков есть возможность устанавливать зависимости разного рода: например, чем больше зритель ходит в кино, тем больше у него бонусов в баре, и наоборот – чем больше гость потратит денег в баре, тем больше у него бонусов при покупке билетов. Здесь мы опять максимально стимулируем зрителей посещать concession-зону. Для клиентов, использующих систему Game Keeper, мы планируем нововведение: в ближайшее время дисконтная система «UCS- Премьера» объединит не только бар и билетные кассы, но и детские игровые автоматы. Бонусы, полученные в общепите или билетной кассе, можно будет потратить, например, на игру в аэрохоккей.

BK-ACTION! Пользуются ли спросом автоматические терминалы и каковы их перспективы?

ШЕПЕЛЕВ: На сегодняшний день у UCS самый большой опыт внедрения билетных терминалов в России. Их используют «Каро Фильм», «Киномакс», «Империя грез», Very Velly, на стадии подключения «Люксор» и «Формула Кино». Сети, использующие эти аппаратыне один год, придерживаются общего мнения: на обслуживание требуются очень большие затраты. Хорошо известна статистика: в кино приходят за 10–15 минут до начала фильма, и может возникнуть ситуация, когда человек засунул деньги в аппарат, а билет по каким-то причинам не вышел («зажевался», обрезался и т.п.). Если в течение пяти минут системный администратор не подойдет к терминалу и не решит проблему, считайте, что вы потеряли лояльного гостя. Я всегда рассказываю эти «страшилки» потенциальным покупателям, но, если честно, пока никого не напугал. У крупных сетей, как правило, работает штатный системный администратор, который в состоянии оперативно решить подобные проблемы. Насчет перспектив внедрения автоматических терминалов могу сказать, что в каждом современном кинотеатре в недалеком будущем будет установлен как минимум один такой терминал. Их установка, как правило, сопровождается подключением услуги «Продажа билетов через Интернет». Как я говорил, человеку, купившему билет через Интернет, необходимо выдать БСО. Чтобы не заставлять зрителей, купивших билет через Интернет, стоять в общей очереди, в кассе устанавливают автоматический терминал, который работает только на выдачу интернет-билетов. Некоторые кинотеатры у станавливают автоматические терминалы, чтобы разгрузить кассы, то есть осуществляют через них продажу билетов за наличные. Но так как терминалы сдачи не вы дают, кинотеатры вы нуждены покупать дополнительные устройства для сдачи. Стоят такие устройства от 100 000 рублей – почти столько же, сколько сам терминал. Согласитесь, это достаточно серьезные деньги и не каждый кинотеатр готов их вкладывать. Наша компания предлагает простое и вместе с тем очень эффективное решение – перечислять сдачу на мобильный счет зрителя. В кинобизнесе пока еще не работает активно ни один перспективный канал привлечения зрителей. Покупка билета в кино принципиально отличается, например, от покупки билета в театр. Театралы заранее тщательно планируют «выход в свет», а желание пойти в кино очень часто рождается спонтанно. Многим известен принцип работы компании Coca-Cola: «Бутылка должна находиться на расстоянии вытянутой руки» – чтобы покупатель всегда смог до нее дотянуться. Такая политика продаж в России только зарождается, и я уверен, что она будет эффективно работать и при продаже билетов в кино. Все жители нашей страны являются свидетелями бурного распространения терминалов оплат мобильной связи. Как правило, все они оборудованы вторым монитором, на котором могут крутиться ролики к фильмам. Теперь представьте, что в каждом терминале вашего города появится возможность купить билет в кино. Как выдумаете, количество продаваемых билетов увеличится? Ответ очевиден. Но самое главное, что у кинотеатра в этом случае практически нет никаких операционных расходов, не надо покупать терминалы, платить за аренду, обслуживать их. Нужно только заключить договор с крупными владельцами этих терминалов. Стоимость билета в этом случае для кинотеатра не меняется, зритель просто немного доплачивает за услугу дистанционной покупки. В качестве подтверждения оплаты в терминале печатается чек, по которому зритель в кинотеатре получает БСО. Надеюсь, скоро в магазине, куда я хожу за хлебом, появится возможность купить билет в кино. Там есть целых три терминала.

Максим ТУУЛА