Статьи

21.01.2008

Электронный жетон - умная валюта

Журнал «Каталог Индустрии Развлечений» №1 (55), январь 2008 г. ИВАН АССМУС,
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТОВ КОМПАНИИ «UCS»


Пластиковые карточки прочно вошли в нашу жизнь – они и электронные ключи, и электронные кошельки, и электронные проездные, и даже показатели социального статуса, а дисконтные карты настойчиво приучают всех нас тратить много, но экономно. С различными видами карт можно встретиться в супермаркетах, аптеках, метро, их становится все больше. Не осталась в стороне и сфера развлечений. Более того, применение карт здесь «входит в систему».



В ТРЦ аппаратно-программные комплексы предназначены для автоматизации всех развлекательных составляющих. В частности, аппаратно-программный комплекс «Game-Keeper» обеспечивает безналичную - на основе дебетовых карт - систему расчетов в развлекательных зонах, которая позволяет отказаться от традиционных жетонов. К системе можно подключить игровые автоматы, аттракционы, игровую комнату, детский лабиринт, ледовый каток, роллердром, дискотеку, детскую творческую мастерскую, Q-Zar, картинг, «Комнату страха» и так далее.

Чем предлагаемая электронная система лучше жетона?

Если говорить в целом, то для оператора основное преимущество заключаются в возможности гибкого управления ценой игры в зависимости от типа автомата, периода времени и лояльности гостя. Однако борьба за повышение прибыльности (а это первостепенная задача, стоящая перед владельцами и менеджерами развлекательного заведения), превращает пластиковую карту в эффективный многофункциональный управленческий инструмент. Естественно, если она становится одним из материальных воплощений системы управления центром.

С помощью такой системы осуществляется контроль работы игротеки в режиме реального времени. Получение детальных отчетов по использованию игрового оборудования и анализ статистики позволяют определить приоритеты в ценовой политике и оптимизировать расстановку автоматов. К тому же благодаря оперативному и гибкому управлению ценой игры стало возможным проведение любых как запланированных, так и спонтанных акций. А появление надежной обратной связи (информация о любой транзакции мгновенно фиксируется) способствует ведению обоснованной маркетинговой политики. Технология позволяет реализовать различные клубные программы, персонализировать почетных гостей и т. д. В дополнение к этому заметим, что использование дебетовых карт вносит свой вклад в формирование бренда развлекательного центра, хотя бы уже потому, что карты становятся рекламными носителями логотипа развлекательного центра.

Дебетовые карты выгодны не только владельцам развлекательных комплексов, они оценены и гостям. По мнению посетителей, удобства заключаются, во-первых, в отсутствии необходимости носить с собой жетоны. Во-вторых, поскольку все операции фиксируются, можно отследить количество потраченных денег, посмотреть статистику игр, и, тем самым, например, решить проблему в случае спорной ситуации. В-третьих, нет необходимости собирать и хранить выигранные на редемпшн-аппаратах призовые билеты (тикеты). Гость может зачислить их на свой счет или, скажем, на счет ребенка (в случае, если у каждого члена семьи своя карта). В дальнейшем в любой момент времени в призотеке можно обменять «накопленные билеты» на понравившуюся игрушку. В отчетах же оператору хорошо видно, сколько реально было выдано билетов, сколько гости зачислили на свои счета, сколько потратили. Пополнение счета призовых билетов производится на кассе в магазине выдачи призов по сигналу от уничтожителя купонов (тикетитера) или автономно при уничтожении купонов на тикетстейшене. Взамен ленты тикетов гость получает чек с информацией о текущих параметрах его счета. Таким образом, обеспечивается достойный уровень сервиса.

Не менее важна и для гостей, и для владельцев развлекательных центров защищенность карты. Код, записанный на магнитной полосе карты, содержит случайную компоненту, и потому подделка с целью доступа к чужому счету невозможна. Тем самым «автоматически» пресекается возможность нечестных манипуляций с картами со стороны персонала заведения.

Для небольшого игрового комплекса достаточно оборудовать одно рабочее место кассира, который будет производить продажу карт и пополнение счетов. Количество подходов одного гостя к кассе уменьшается за счет внесения сразу крупной суммы на карту. Применение автономных киосков с возможностью продажи карт и пополнения их счетов позволяет эффективно управлять потоками людей, исключая очереди в кассу, и значительно снизить затраты на эксплуатацию игрового центра.

Вам, господа, пакет

Важнейшим для системы является понятие пакета услуг. Пакет – это объект продажи через кассу. Он представляет собой совокупность приобретаемых сервисов, условий применения пакета и правил расчета его цены. Пакеты придумываются маркетинговой службой развлекательного центра и вводятся в систему заранее. Кассир лишь выбирает один из доступных пакетов в зависимости от пожеланий гостя, не имея при этом возможности повлиять на его стоимость или иные структурные элементы.

При описании условий применения пакета указывается необходимое состояние гостевого счета, период времени, когда продажа пакета допустима или недопустима, список касс или список кассиров, которым разрешено продавать пакет. Можно также определить взаимную совместимость пакетов и интервалы номеров карт, пригодных (непригодных) для данного пакета. В случае если посетителями используются карты, отличающиеся по условиям применения (например, VIP-карты, юбилейные, и т. п.), система их автоматически распознает и предложит особые пакеты.

Приобретая пакет, гость может получить дополнительное количество очков или услуг по льготной цене, изменить уровень своего счета (что означает переход на другие тарифные и дисконтно-бонусные правила), а также перейти на временный (льготный) уровень (например, покупка одного часа игры на всех игровых автоматах без ограничений). Временный уровень может истекать либо в фиксированный момент времени, либо по окончанию срока действия с момента первого использования, либо при наступлении иных условий. На дополнительные услуги, входящие в пакет, гость получает купоны, автоматически печатаемые вместе с чеком. Для внешних систем, где эти услуги оказываются (например, для ресторанной системы, если речь идет о бонусном блюде или напитке), купоны являются средством оплаты чека, а через «Game-Keeper» такие услуги проводятся как бесплатные игры (так как их стоимость включена в пакет).

Лояльный гость на пороге
В системе предусмотрена гибкая система лояльности гостя. Каждое правило системы состоит из события, условия и действия. При наступлении события ядро Game-Keeper просматривает имеющиеся правила, проверяет условия и совершает соответствующие правилу действия. Поощрение лояльности описывается правилами начисления бонусных очков, которые начисляются в момент пополнения счёта. Пополнение счета является событием. Событием может быть не только пополнение основного счёта, но и счёта купонов (выдаваемых призовыми автоматами), а также запуск игры на автомате, оказание внешней услуги со списанием игровых очков со счёта Game-Keeper, начисление бонуса или скидки по запросу внешней системы. Кроме того, событие может быть порождено наступлением нового периода или началом нового часа, суток, недели, месяца и года. Совершаемое по правилу действие - это не только начисление бонусных очков, но и назначение нового (постоянного или временного) уровня счёта карты. Условия применимости правила лояльности напоминают условия применения пакета.

В системе реализована функция начисления различных типов бонусов: бонус за сумму единовременного взноса, бонус за накопительную сумму внесённых денежных средств, бонус за единовременно начисляемые игровые очки, бонус за накопленные игровые очки. Например, если гость единовременно вносит на карту установленную правилами игротеки сумму денег, то баланс очков его карты увеличивается на сумму бонуса. Или, например, гость часто ходит в игротеку и постоянно покупает игровые очки: когда общая сумма очков (за весь период использования карты) достигла определенного значения, система начисляет на счет данного игрока установленный бонус. При оплате игр система сначала списывает сумму очков-денег (купленных очков), и только потом сумму очков-бонусов. Так же возможен автоматический переход уровня карты на новый, установленный правилами уровень (стандартная => серебренная => золотая и т.п.) в зависимости от потраченных средств со счёта карты.
Игровую карту можно использовать как дисконтную, и как бонусную во внешних системах. Например, при оплате счетов в кафе, ресторане или покупке билетов в кино можно получить на счёт карты бонус, увеличивающий счет игровых очков или скидку на оплату счёта либо на определённые категории товаров, включённые в счёт.

Достоинства системы поощрения лояльности гостя становятся еще более очевидными благодаря возможности введения единой системы безналичного расчета в пределах всего развлекательного центра. Это позволяет использовать депозит гостя для оплаты блюд на предприятиях питания и при покупке билетов на любые мероприятия (дискотека, концерт и т. д.). Так же есть возможность предоставлять гостям дополнительный сервис, передать наиболее популярную операцию – пополнение баланса карты – на кассы предприятий питания и билетные кассы, что позволяет избежать лишних расходов при автоматизации и эксплуатации развлекательного центра.

Таким образом, в сочетании с временными зонами, контролируемыми турникетами, создается универсальная система безналичного расчета и единая система лояльности к гостю. Несколько развлекательных центров могут использовать единый сервер авторизации пластиковых карт, что позволяет строить корпоративные сети с единой платежной системой, при этом удаленность игротеки не имеет значения. Карта, приобретенная в одном центре, может использоваться в любом другом, входящим в сеть. Многоуровневая структура базы данных аппаратно-программного комплекса Game-Keeper изначально разрабатывалась с учетом поддержки корпоративных цепочек. Переход от локального варианта системы к корпоративному (масштабирование) не потребует менять что-либо на первоначальном объекте и может быть совершенно быстро и безболезненно.

Использование технологии дебетовых карт позволяет эффективно управлять Развлекательными Центрами различного уровня, предоставляя высокий уровень сервиса для посетителей.


Справка

Московская компания UCS была создана в 1992. Наибольшую известность получил проект «Профессиональная система для ресторанов R-Keeper», лидирующий в этом сегменте российского и восточноевропейского рынка (более 11 000 внедрений, разветвлённая сеть дилеров, представительства в 21 стране мира). Компания активно работает в сфере автоматизации гостиничного бизнеса, кинопроката и др. Официальный сайт компании: www.ucs.ru
Аппаратно-программный комплекс Game-Keeper обеспечивает безналичную (карточную) систему расчётов в игровых центрах. Первая версия разработана в 2004 году. По данным на на февраль 2009 года – 117 внедрений, более 6 500 игровых автоматов.