Статьи

05.12.2013

ВЛАДИМИР МОЧАЛКИН: «КЛИЕНТУ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНО СТОЯТЬ В ДВУХ ОЧЕРЕДЯХ»

Журнал "Бюллетень Кинопрокатчика", ноябрь 2013 г.

Инновации в области технологий призваны, с одной стороны, сделать нашу жизнь проще, в том числе и в cфере кинопоказа. С другой, на первых порах нововведения зачастую требуют немалых усилий в освоении, а также существенных финансовых вложений. Однако, как оказалось, большей эффективности в работе можно достичь, используя привычные и проверенные временем технологии – правда, представленные в новом облике. Одним из таких инструментов является универсальная касса от компании UCS, объединившая программные продукты «UCS-Премьера» и R-Keeper. Об особенностях и преимуществах работы с универсальной кассой «БК» побеседовал с техническим директором нижегородской сети кинотеатров «Империя грез» Владимиром Мочалкиным.

БК: Владимир, для начала расскажите, пожалуйста, поподробнее, что представляет собой универсальная касса? 

ВЛАДИМИР МОЧАЛКИН: Универсальная касса, говоря простым языком, – это один компьютер, с помощью которого можно продавать и продукцию бара, и билеты в кинотеатр. В комплект оборудования входит системный блок и сенсорный экран. Клиент выбирает, что он хочет приобрести сначала – напитки и попкорн или билеты, а кассир нажатием одной кнопки выбирает соответствующее окно – с ассортиментом бара или планом зала кинотеатра. Все выбранные посетителем услуги формируются в один заказ, затем из фискального регистратора выходит кассовый чек бара, а из термопринтера – билеты в кино. 

БК: Как давно вы используете такие универсальные кассы? Они установлены во всех кинотеатрах сети «Империя грез»?

МОЧАЛКИН: На сегодняшний день эта технология используется в трех из шести кинотеатров нашей сети. Впервые универсальная касса была установлена при реконструкции двухзальника в декабре прошлого года, еще две площадки были переоборудованы в течение этого года. На сегодняшний день у нас есть опыт использования универсальной кассы как на небольшой площадке, так и в десятизальном мультиплексе. В обоих случаях технология одинаково эффективна. 

БК: Универсальные кассы в ваших кинотеатрах работают вместе с классическими кассами? 

МОЧАЛКИН: Нет, мы отказались от привычных касс в пользу универсальных. Кроме того, зрители могут приобрести билеты с помощью Интернета и мобильного телефона, эти услуги сегодня востребованы. В наших планах на будущее – организация зоны прохода в зал по электронным билетам через специальные турникеты, считывающие штрих-код с электронных устройств. Однако сейчас для получения билетов клиенту так или иначе необходимо обратиться в кассу. 

БК: Вы как-то готовили посетителей к нововведению? 

МОЧАЛКИН: Установка универсальных касс и ликвидация привычной кассовой зоны произошла, как я уже сказал, в ходе реконструкции. На тот момент кинотеатр проработал уже девять лет, необходимо было многое изменить – например, убрать ночной клуб, переставший быть актуальным, на его месте мы открыли новый зал. Серьезной перепланировке подверглось фойе – мы расширили помещения под боулинг и бильярд, часть площадей отдали в аренду под рестораны. Когда зрители пришли во вновь открывшийся кинотеатр, привычных касс в нем уже не было, поэтому для клиентов переход на новый способ покупки билетов получился резким. Для удобства посетителей мы организовали навигацию по кинотеатру. Правда, вопрос «где кассы?», конечно, все равно звучал часто – просто потому, что люди быстрее спросят, чем прочитают, что написано на указателях. 

БК: А как зрители в результате оценили новый сервис? 

МОЧАЛКИН: Посетители отзываются по-разному. Поначалу отсутствие классических касс их смущало, многие терялись и не сразу понимали, что билет можно купить в баре, ведь там на общем фоне выделяется именно барная составляющая – холодильники, витрины, попкорн. Но со временем зрители привыкают и начинают ценить удобство такого подхода. Им больше не нужно стоять в двух очередях, они могут приобрести комплект услуг в одном месте, что существенно экономит время. Пожалуй, не нравится это новшество только тем посетителям, которые привыкли смотреть кино, ничего не покупая в баре. 

БК: Получается, что теперь посетители, которые раньше миновали концешн-зону, вынужденно оказываются у витрин бара. Это каким-то образом влияет на уровень концешн-продаж? 

МОЧАЛКИН: Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу отметить, что во время реконструкции мы пересмотрели свои взгляды на работу кинотеатрального бара и сократили его ассортимент, убрав из меню весь алкоголь и мелкий штучный товар. Теперь в наших барах можно купить только напитки, поп-корн и мороженое. Вместе с тем мы разнообразили выбор попкорна по объему стаканов. Если раньше зрителю предлагалось три варианта, то теперь их намного больше – от самых маленьких до самых больших порций. В результате этих изменений и установки универсальных касс продажи попкорна и напитков, конечно же, возросли. Увеличилась и чистая прибыль, хотя общая выручка бара из-за сокращения ассортимента немного снизилась.

БК: Отразились ли все эти изменения на посещаемости в целом?

МОЧАЛКИН: Думаю, посещаемость в первую очередь связана все же с репертуаром – так всегда было, есть и будет. Однако сервис тоже имеет большое значение, и по прошествии года я могу сказать, что мы ничего не потеряли, а только приобрели – в том числе и новых посетителей. Переход на универсальные кассы позволил нам освободить дополнительное пространство на территории кинотеатра. Мы отдали его в аренду под брендовые рестораны, которые, в свою очередь, дополнительно привлекают посетителей. В итоге все то, от чего мы отказались в наших барах – будь то выпечка или алкоголь, – клиенты могут потреблять в комфортной обстановке кафе и ресторанов. Мы же при таком раскладе получаем не только довольных посетителей, но и прибыль от сданных в аренду площадей.

БК: Помимо более эффективного использования пространства какие еще преимущества вы видите в замене классических касс на универсальные? 

МОЧАЛКИН: Переход на универсальные кассы экономически выгоден с точки зрения персонала. Судите сами: раньше в кинотеатре было два бара, в каждом из которых работали два бармена-кассира и три билетные кассы, в одной из них был старший кассир, подключавшийся в случае большого наплыва посетителей. В общей сложности это семь человек. Сейчас в кинотеатре пять универсальных касс, на одной из которых работает старший кассир, то есть в смене стало на два человека меньше. К тому же все пять касс одновременно действуют только в выходные. В остальные дни число функционирующих касс варьируется в зависимости от времени суток и количества клиентов.

БК: В вопросах использования новых технологий одним из решающих факторов является их стоимость. Каких затрат требует это нововведение и каковы сроки его окупаемости?

МОЧАЛКИН: Универсальная касса стòит не дороже привычного кинотеатрального оборудования. При этом любая техника, сколь бы дорогостоящей она ни была, со временем все равно изнашивается и требует замены. Универсальная касса в таком случае позволяет сэкономить, поскольку выполняет сразу две функции. Вместо пары POS-терминалов, предназначенных отдельно для билетной кассы и отдельно для бара, приобретается один, на который устанавливается совмещенное программное обеспечение. В среднем такое рабочее место стоит 120 тысяч рублей, причем примерно половину этой суммы составляет стоимость термопринтера для печати билетов. Данный комплект окупается меньше чем за год. 

БК: Планируете ли вы установить универсальные кассы в тех кинотеатрах сети «Империя грез», где пока функционирует классическая кассовая зона? 

МОЧАЛКИН: Да, со временем мы внедрим эту технологию на всех наших площадках. Буквально в следующем месяце открывается еще один наш реконструированный кинотеатр, где использование универсальных касс позволит увеличить площадь зрительных залов и освободить пространство для сдачи в аренду.

Саша ПЛЮЩ