Статьи

23.12.2014

ЕАИС в руках Фонда кино: выступление Федора Соснова на 95-м Кинорынке

Интернет-портал CINEMAPLEX
Вопрос об отчетности кинотеатров многократно поднимался на страницах нашего издания, так как является одним из самых актуальных в отрасли. Каждый кинорынок проходят специальные мероприятия, которые собирают участников индустрии в попытке максимально оптимизировать многочисленные рабочие процессы — как усовершенствовать ЕАИС, добиться автоматизации передачи данных и при этом сократить количество затрат, которые приходится нести площадке.

Медленно, постепенно, но «воз» находится уже не там, в чем можно было убедиться на мероприятии, организованном Фондом кино в рамках 95-го кинорынка. Напомним, что эта организация стала оператором ЕАИС с мая 2014 года.

В своем выступлении руководитель аналитического департамента Фонда Федор Соснов представил, каких результатов удалось добиться за истекшие полгода.

РЕШЕНИЕ «НАСЛЕДСТВЕННЫХ» ПРОБЛЕМ

Первая проблема, с которой столкнулся Фонд — это недостаточное наполнение базы данных. 67% зарегистрированных демонстраторов данные в систему, по сути, не передавало. Авторизация проводилась по следующим параметрам: во взаимодействии с основными прокатными организациями Фонд кино, проверив базы росписей наиболее успешных картин, выявил список демонстраторов, у которых была расписана хотя бы одна цифровая копия хотя бы один раз в период за полгода 2014-го.

Во взаимодействии с Министерством культуры была авторизована информация про муниципальные кинотеатры и киноустановки. По итогам авторизации удалось зарегистрировать 121 нового демонстратора (примерно 305 кинозалов), удалось исключить из системы 472 демонстратора, которые на момент авторизации уже несколько лет не осуществляли кинопоказ. Была актуализирована техническая информация 1500 организаций кинопоказа и до сих пор остаются выявленными 30 организаций, которые осуществляют платный кинопоказ, но к системе не подключены. В среднем мы подключаем двух демонстраторов в день на протяжении последних месяцев. В течение первого квартала 2015-го надеемся это отставание преодолеть.

На начало работы Фонда с ЕАИС отставание данных от Рентрак составляло 20-25%, сейчас, если мы возьмем к примеру релиз СОЙКИ-ПЕРЕСМЕШНИЦЫ, то оно составит 5%. Разница все же больше, потому что в Rentrak есть еще касса СНГ, которая составляет 6-6,5% от совокупных сборов.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ И КОНТРОЛЬ

Важной стороной модернизации было совершенствование программного обеспечения. Был разработан набор сервисов для правообладателей, дистрибьюторов и кинотеатров. С первого декабря 2014 года функционирует новый сайт системы — по старому адресу. Сайт функционирует и позволяет получить доступ к открытой статистике как по России, так и по конкретным регионам. Позволяет сравнивать эту статистику. Это лишь открытое окно — функционал сайта будет доработан в течение первого квартала 2015-го, в нем появится информация обо всех фильмах, которые уже есть в системе.

В течение первого квартала обновление будет происходить с задержкой лишь порядка 10 минут после передачи данных. Весь данный функционал уже доступен, однако не на сайте,а  в рамках личных кабинетов правообладателей. В рамках собственных личных кабинетов пользователи смогут увидеть детализацию проданных билетов вплоть до каждого проданного места, даты продажи и стоимости. Личные кабинеты также будут модернизированы — например, это будет новый сервис выгрузки данных, наиболее интересных для правообладателей. Шаблон будет закрепляться за правообладателем, которому будет достаточно зайти в личный кабинет и загрузить нужный именно ему отчет.

Дистрибьютор получит возможность контролировать достоверность данных, используя сервис проверки билетов. Это механизм контрольной закупки. Любой правообладатель или дистрибьютор может забить данные по билетам и проверить информацию о них. В случае несоответствия данных он сможет прямо на сайте оставить обращение оператору. В свою очередь, оператор проверит ошибку, и если она не техническая, то информация будет подана в Министерство культуры для дальнейшего привлечения демонстратора к ответственности. Такой функционал доступен в рамках личного кабинета. Это всего лишь инструмент внешнего контроля, но в рамках системы есть и инструменты внутреннего контроля.

В течение первого квартала данные нововведения будут внедрены. Например, определенный инструмент позволяет загрузить данные динамики продаж по конкретному фильму — по выборке демонстраторов со сходными параметрами (города, население, спрос), выбрать временной промежуток и посмотреть динамику продаж. В рамках сравнения динамики продаж мы замечаем, что существует демонстратор, динамика продаж которого отличается от всех остальных.

Если причина — технический сбой, то демонстратор фиксирует данную передачу данных как нормальную, если же регионального менеджера не убеждают причины, он инициирует выездную проверку данного демонстратора. Другим инструментом станет интерактивная карта демонстраторов нашей страны, в рамках которой будет возможность увидеть абсолютно всех демонстраторов по факту их физического нахождения. И в рамках этого же приложения проверять данные о каждом проданном билете. Эти сервисы будут внедрены в рамках первого квартала 2015 года.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

При повышении достоверности данных ЕАИС сможет претендовать на то, чтобы стать открытым отраслевым источником статистической информации. ЕАИС уникален тем, что количество загружаемых в систему данных очень разнообразно — это данные и объемы предпродаж, окно от первой покупки билета до релиза, данные кинотеатров. База данных была переработана таким образом, чтобы вычистить ошибки, на которые все жаловались — вроде удваивания билетов. Мы готовы проработать вопрос с основными поставщиками программного обеспечения (ПО), чтобы наладить интеграцию нашей системы и системы их передачи данных, чтобы систему информировал не демонстратор, а непосредственно установленное у него ПО.

Мы разработали и внедрили небольшой конструктор аналитических отчетов, позволяющий обращаться ко всем данным из ЕАИС и создавать перекрестные аналитические выгрузки. К примеру, доминирующее время сеанса в выборе конкретного фильма, наиболее популярные места, наиболее дорогие билеты по регионам, концентрация демонстраторов, обеспеченность населения площадками кинопоказа. Что немного расстраивает — данный конструктор невозможно сделать интерактивным для каждого пользователя за счет дороговизны. С другой стороны, мы можем и будем рады получить от отрасли советы по тому, какие именно данные вы бы хотели получать в рамках своих личных кабинетов, и мы дадим вам такую возможность.

ВОПРОСЫ АУДИТОРИИ

Планируется ли хранить в системе данные о несостоявшихся сеансах?

ЕАИС учитывает только проданные билеты. Если билеты проданы, то система их зафиксировала, если де впоследствии продажа была отменена, то система «выкидывает» этот сеанс.

Вопрос продиктован тем, что и прокатным организациям, и продюсерским компаниям иногда приходится сталкиваться с тем, что расписание сеансов кинотеатров всей страны им неизвестно. Если бы вы хранили данные о несостоявшихся сеансах, то это позволило бы полностью контролировать экранное время кинотеатров, с другой стороны — иметь информацию о расписании кинотеатров в интересующий нас день.

Да, в рамках личного кабинета у правообладетелей есть возможность посмотреть данные о несостоявшихся сеансах. С другой стороны, если ни одного билета не было продано, то демонстратор имеет право не передавать информации о сеансе. Это действует в рамках законодательства.

По состоянию на декабрь 2014 года данные передают 1145 кинотеатров, в автоматизированном режиме это делают только 787. Вы сказали, что готовы работать с крупнейшими поставщиками ПО, а вот 787 — они в каком виде автоматизированы?

ЕАИС — это система учета информации. Ей неинтересно, как именно демонстраторы организовывают передачу данных. Есть несколько видов ПО, с помощью которого они передают эти данные. Мы готовы интегрироваться с ними, давать какую-то возможность для того, чтобы осуществлять связь между нашими системами. Наше цель — избежать некорректную передачу данных, причиной которой стали неполадки ПО, чтобы оно само понимало, что не передало протокол.

Правильно ли я понимаю, что сейчас передача данных осуществляется демонстратором путем выгрузки xml, это не автоматизированная система? Не как у Рентрак?

Очень важный вопрос. По закону, система автоматизирвоанной продажи билетов должна передавать информацию автоматически. Среди ведущих поставщиков (например, UCS) нет кнопки “передать либо не передать” данные — они автоматически передаются не позже, чем через час. Однако, общаясь с демонстраторами, с отраслью, нам периодически попадались на глаза случаи, где в систему внедрена дополнительная надстройка передачи данных. Но все же большая часть автоматизированных передает данные без нажатия кнопки, и это важно.

Мне не совсем понятен механизм, когда вы говорите о том, что оператор будет выбирать по регионам и на основании собственного анализа решать, насколько динамика различается. Если мы принимаем природный фактор — предположим, Ростов в прошлом году засыпало снегом по крыши, а если перекопали дорогу рядом с кинотеатром, то насколько оператор будет понимать, объективная это причина или нет. Насколько будут квалифицированы сотрудники?

Это всего лишь инструмент визуализации при стандарнтных запросах к базе данных. Оператор увидит, что СОЙКА-ПЕРЕСМЕШНИЦА прокатывается, но один из демонстраторов передает данные с совершенно другой динамикой. После этого оператор звонит демонстратору и спрашивает, в чем дело. Если демонстратор говорит, что у него перекопали дорогу — значит, у него перекопали дорогу. Но если у него в течение 2-3 месяцев динамика постоянно отличается, то это наводит на размышления.

Передавать данные каждый час — это законодательная норма?

Да, это законодательная норма — постановление правительства и приказ Министерства культуры.

Если достоверность информации будет обеспечена, то проблема будет решена. Сейчас задача — сделать информацию в ЕАИС неотъемлемой частью процедуры продажи билета. Насколько я понимаю, сертификации системы тоже сейчас не существует…

Техническая сочетаемость с ЕАИС — это дело ПО. Данные по системам ПО у нас собраны: почти 80-85% рынка покрываются двумя поставщиками. Остальная нагрузка ложится на мелкие системы, созданные местными «Кулибиными». Однако по динамике и формату протокола можно оценить достоверность этих данных. Если мы рассматриваем подобную систему, берем рядом кинотеатр с UCS, динамику продаж, рядом еще один, с системой от местного производителя, и мы видим разницу в динамике продаж и понимаем, что тут есть место для какого-то отклонения.

Автор: Дьяков Александр
Источник: http://cinemaplex.ru