Статьи

10.03.2016

Григорий Гуревич: Джобс? Гейтс? Я – за Брина!

Журнал "Ресторанные ведомости" № 3, март 2016 г.

Григорий ГУРЕВИЧ, создатель компании UCS, чья система автоматизации R-Keeper установлена в 40 тысячах ресторанов в 47 странах, рассказал главному редактору информационной группы «Ресторанные ведомости» Елене Аносовой о преимуществах слияния с компанией Rambler & Co, о том, почему он не жалеет, что не уехал из России, и о том, за какими IT-технологиями будущее.


В конце прошлого года вы удивили рынок новостью о продаже половины своей компании Rambler & Co. Что это даст ресторанам?

Мы с Rambler & Co давно работаем, начинали еще с «Афиши». Они играют на рынке B2C, компания UCS обслуживает сегмент B2B, у нас будет плотное взаимодействие по целому ряду онлайн-продуктов, такая синергия позволит нашим компаниям подняться на качественно новый уровень. Пару идей, я надеюсь, осуществим уже в этом году. Более прозрачно пока сказать не могу. Но есть и еще один важный аспект. Ни я, ни мой партнер по UCS никогда не учились на бизнесменов, мы — технические специалисты. А компания росла и в какой-то момент переросла нас. Нам нужно получить экспертизу с точки зрения управления бизнесом от профессионалов. Сегодня нам необходимо понимание, как глобально позиционировать продукты на рынке.

Стратегический капитал вашей компании — это мозги, люди. Где вы их берете?

Некоторое время назад мы сделали ставку на развитие воронежского филиала нашего центра разработок. Это произошло как раз потому, что в Москве настал кадровый голод. Тут большая конкуренция, гиганты индустрии «Яндекс», «Рамблер», как насосом, выкачивают всех лучших специалистов. Компаниям второго эшелона трудно конкурировать с ними за кадры. А в Воронеже мы вполне можем предложить и достойные для местного рынка условия, и как компания выглядим более привлекательно для трудоустройства, чем в Москве.

А вы ощущаете тенденцию, что мозги начинают активно интересоваться западным рынком?

Вы про отток разработчиков? Конечно, особенно сейчас. Уезжают, это неизбежность. Если наша зарплата зависит от курса рубля, а с ним сами знаете, что происходит, то молодые, не обремененные семьями и детьми, будут стремиться на Запад — в Google, в Apple. Все-таки мы понимаем, что пульс IT-индустрии не здесь и неизвестно, когда он сюда переместится.

Вы по образованию математик, институт окончили в те годы, когда люди вашей профессии активно уезжали в Штаты, Канаду… Почему вы не уехали?

Да я почти уехал! Помните, были выборы президента в 1996 году? Тогда нам казалось, что если победит Зюганов, то это будет катастрофа для страны. Но, как показало время, катастрофой оказалась подтасовка голосов в пользу Ельцина, но я сейчас не о политике. У меня в США живет  двоюродный брат, он предложил мне приехать. Тогда Америка активно искала решение компьютерной проблемы 2000 года, это американцев сильно пугало, до истерии. Соответственно, они были очень лояльно настроены к программистам, быстро давали гринкарту. И вот я приехал во Флориду и сел в IT-компании решать проблему 2000 года. А для этого, кстати, нужно было освоить кобол  — такой компьютерный язык, очень древний, практически ископаемый. С точки зрения профессионального роста мне это было неинтересно, да и американская зарплата не сильно превышала деньги, которые я в то время уже зарабатывал в Москве… Зюганов не победил. Наверное, это стало ключевым моментом для моего возвращения. К тому же мы уже подписали несколько хороших контрактов, в том числе с «Росинтером».

Сегодня вы не жалеете, что тогда вернулись?

Я состоялся здесь как бизнесмен, это для меня важно.

Когда вы строили компанию, насколько лет вперед мыслили?

Точно не мыслил, что это будет надолго. Мы, трое молодых ребят, просто хотели заниматься тем, что нам нравилось. Я окончил институт в 1992 году. Вся советская система распределения выпускников на тот момент уже развалилась, устроиться программистом было практически нереально — все места были заняты старшим поколением, молодежь никуда не брали. Многие мои коллеги ушли в коммерческие структуры, в сфере IT остались единицы. Я жил в студенческом общежитии и мечтал — сначала купить компьютер, потом квартиру, потом машину. 

И когда вы купили свой первый компьютер?

Через некоторое время после окончания института. Была такая торговая марка обуви «Белана» — мы подписали с ней контракт на разработку программы складского и бухгалтерского учета. Получили аванс, еще заняли денег и вскладчину купили компьютер — PC 286. Поставили его в комнате общежития и по очереди работали — часто даже по ночам, чтобы компьютер не простаивал. Компьютер был нашей главной ценностью. Помню, он стоил порядка двух тысяч долларов. А потом нам кто-то сказал, что держать компьютер в общаге опасно, мы заняли еще денег и сняли помещение. Это был мой первый офис.

А как из программы бухгалтерского и складского учета возникла система автоматизации R-Keeper, которая теперь стоит чуть ли не в каждом российском ресторане?

Первую и вторую версии мы написали с приятелем, когда работали программистами в московском ресторане «Манила», третью версию поставили в ресторане «Зацепа», четвертая была демонстрационной — специально для «Росинтера», чтобы показать им, что мы, в принципе, что-то можем. Реально, я считаю, бизнес пошел в 1994 году, когда мы сделали пятую версию. По своему функционалу она уже представляла собой более-менее приличную систему автоматизации для ресторана. Первой точкой, куда «Росинтер», наш основной заказчик на многие годы, ее поставил, был «Американский бар & гриль» на Маяковской. Потом мы несколько лет ее дописывали, совершенствовали. Ресторан «Санта Фе» в 1996 году открывался на нашей пятой версии. А в 1997 году мы начали писать шестую версию. Продаем ее до сих пор и только пару месяцев назад окончательно решили, что больше никаких изменений в шестую версию вноситься не будет. Есть седьмая версия, по всем  параметрам она совершеннее.

Какие функции есть в аналогичных западных системах, которые нашему рынку, на ваш взгляд, пока не нужны?

У нас, например, чаевые официанты предпочитают получать наличными, а не по безналу. А если по безналу, то рестораны очень боятся, что их обвинят в том, что они не выполняют обязательства налогового агента. И тут вопрос к налоговикам: если гость дает чаевые официанту по безналу, ресторан выступает налоговым агентом или нет? Иначе ресторан должен забирать себе 13 процентов с суммы. А это невыгодно ни официантам, ни самим ресторанам — слишком много возни. С другой стороны, мне как гостю удобнее давать на чай по безналу — не надо иметь в кошельке мелкие купюры или просить разменять крупные. А в американских ресторанах система получения чаевых по безналу автоматизирована. Но этот сервис и к нам скоро придет. Вообще все без исключения технологии, которые есть в западных POS-системах, нам тоже будут нужны. Может быть, с некоторым лагом.

Вам кто интереснее — Билл Гейтс или Стив Джобс?

Сергей Брин! (Смеется.) Некоторое время назад я бы однозначно сказал, что Билл Гейтс. Еще несколько лет назад  операционная система WINDOWS, бесспорно, доминировала. Она работала на персональных компьютерах, серверах и даже на смартфонах.   Казалось, что это соревнование Стив Джобс проиграл вчистую. Apple осталась только в некоторых узкоспециализированных сегментах, в том числе в издательском деле. Но  затем ,  Билл Гейтс, вернее компания  Майкрософт, в какой-то момент прозевали интернет, прошляпили революцию мобильных устройств . Казалось, что десктопные приложения будут доминировать еще много лет, что не будет быстрого развития скоростного доступа, а для мобильных платформ хорошо подойдет лишь немного адаптированная настольная ОС. Но это произошло — приложения, размещенные в облаке, стали более практичными в эксплуатации, а мобильные платформы потребовали совершенно нового подхода к дизайну как ОС, так и приложений. Честно говоря, я тоже не понимал, что интернет так быстро станет скоростным. Я думал, что это завтрашний день. Хотя у Майкрософт побольше информации, чем у меня, и они могли бы лучше прогнозировать.

Apple предложил революционный дизайн ОС для смартфонов, сумел возглавить «мобильную революцию», в том числе и благодаря изобретению планшетов. Но снова, как и раньше, Apple пытается контролировать  «все». Аппаратную и программную платформу, разработку и даже устройства, которые уже куплены конечными пользователями. Мне их подход не нравится.

Вот Google предложил более открытую мобильную ОС и  действительно сделал шаг в новые технологии, поставив на облачные приложения. Это действительно новая стратегия IT-индустрии. Так что я за Брина! 

__________________________

5 советов по автоматизации начинающим рестораторам от Григория Гуревича

1. Будем считать, что вы уже определились с концепцией заведения, с целевой аудиторией, нашли отличное место. Прорабатывая вопросы планировки зала и кухни, задумайтесь сразу и о технологиях обслуживания. Хорошо, если уже на этапе проектирования вы будете иметь представление относительно того, где и как будет приниматься заказ, как информация о нем будет попадать на кухню, где и как будет осуществляться оплата. Сейчас уже никого не нужно убеждать в необходимости автоматизации, вопрос лишь в выборе тех или иных программных модулей и оборудования для их работы.

2. Например, для точек стритфуда, модных нынче фудтраков, сезонных заведений, где задача экономии рабочего пространства и бюджета на автоматизацию стоит более остро, отлично подойдут кассы на планшетах и облачный сервис по аренде системы управления.

3. Если Вы открываете ресторан с полным сервисом, следует подумать о мобильных терминалах официанта. Это решение не только позволяет сэкономить на установке стационарных официантских станций, но и помогает оптимизировать работу официантов и сократить тикет тайм, так как им больше не приходится тратить время на беготню к станции и перенос заказа из блокнота в кассовую систему. Сегодня мобильные решения очень недороги и позволяют использовать обычные бытовые смартфоны в качестве терминалов официанта.  Мы, например, предлагаем в R-Keeper различные решения на базе устройств с ОС Android и iOS.

4. Проектируя кухню ресторана, важно подумать об организации эффективного взаимодействия между персоналом кухни и зала, и контроле процесса приготовления блюд. Все эти задачи достаточно просто решаются с помощью системы KDS (мониторы повара) или технологии электронной сервис-печати.

5. Если Вы открываете ресторан быстрого обслуживания, присмотритесь к технологии электронной очереди, это решение сейчас очень популярно и широко используется в ведущих сетях фастфуда. Еще одна модная тема – киоски самообслуживания, их внедрение позволяет увеличить средний чек и сократить количество операторов в кассовой зоне.


Публикация в журнале "Ресторанные ведомости" № 3, март 2016 г.
pdf.png