Статьи

20.09.2016

Кассир на замену

Журнал "Бюллетень кинопрокатчика" №9 (122) сентябрь 2016 г.

КАССИР НА ЗАМЕНУ

Мария ПОЗИНА

«Московский кредитный банк» выходит на рынок кинопоказа с услугой «Электронный кассир» – автоматическим терминалом, позволяющим проводить оплату билетов в кино. В техническом плане предложение явно не уникальное – автоматы по продаже кинобилетов в нашей стране вошли в обиход довольно давно. Заинтересовывать же показчиков МКБ намерен, как и положено банку, финансовой стороной вопроса. Детали проекта БК обсудил с начальником управления развития транзакционного бизнеса МКБ Мариной Арищенко и Александром Шепелевым, директором билетных систем компании UCS, являющейся поставщиком программного обеспечения для «Электронного кассира».

БК: Марина, расскажите, пожалуйста, в какой момент и почему МКБ решил развивать направление по продажам билетов в кинотеатрах?

МАРИНА АРИЩЕНКО: Развитие терминальной сети «Московского кредитного банка» началось в 2008 году, и на сегодняшний день она является одной из самых крупных среди аналогичных банковских сетей – мы занимаем лидирующие позиции в таких сегментах рынка, как государственные платежи, электронная коммерция, пополнение счетов сторонних кредитных организаций и так далее. В 2015 году банк принял участие в запуске стратегически важного проекта с транспортной инфраструктурой Москвы и Московской области по прямому пополнению всех видов проездных билетов на карты «Тройка» и «Стрелка». Этим инновационным продуктом воспользовалось более миллиона человек, их количество постоянно растет. Успех этого проекта подтолкнул нас к развитию в направлении досуга и развлекательных мероприятий. Мы видим в этом бизнесе очень хороший потенциал, учитывая глобальный мировой тренд диджитализации услуг и сервисов.

БК: В чем конкретно заключается услуга, которую вы предоставляете кинотеатрам? 

АРИЩЕНКО: Наш терминал «Электронный кассир» способен выполнять все функции классической кассы. То есть с его помощью человек может приобрести билет на киносеанс, выбрав день, время и место, и оплатить с помощью карты любого банка или наличными денежными средствами. Наша основная задача – предоставить доступный и комфортный сервис по покупке билетов в кино и тем самым полностью решить вопрос очередей в кинотеатрах.

АЛЕКСАНДР ШЕПЕЛЕВ: С одной стороны, сегодня предложений по поставке автоматических терминалов в кинотеатры достаточно много. Каждый уважающий себя производитель считает своим долгом предложить устройство для продажи билетов в кино. Но уникальность нашей с «Московским кредитным банком» услуги заключается в том, что кинотеатр получает оборудование, не вкладывая денег. Как это работает? Если люди покупают билет через устройство, то кинотеатр отдает определенный процент МКБ, если терминал не востребован – площадка ничего не платит. То есть все инвестиционные риски банк берет на себя.

БК: Но, как вы сами сказали, сегодня нет недостатка в предложении терминалов по продаже билетов в кинотеатры. И касаемо, например, Москвы, есть ощущение, что все крупнейшие сети уже оборудованы автоматическими терминалами для покупки билетов. Насколько ваше предложение может быть востребовано?

ШЕПЕЛЕВ: Это иллюзия, что рынок насыщен, до этого еще далеко. Сегодня, может быть, только флагманские площадки крупнейших сетей могут похвастаться стопроцентным покрытием потребности терминалов. А в большинстве кинотеатров устройств или недостаточно, или нет вообще. То, что сети все активнее смотрят в сторону автоматических касс, очевидно. Все понимают, что это выгодно, что это оптимизирует расходы. В частности, мы наблюдаем у таких крупнейших игроков, как «Киномакс», «КАРО» и «Синема Парк» тенденцию «уводить» продажу билетов за барную стойку, а вместо классических касс ставить автоматические терминалы. Другое дело, что сейчас бизнес очень взвешенно подходит к любым тратам. Сначала пробуют – ставят один терминал и смотрят, насколько он востребован. Здесь, как и в любом другом новом направлении, надо прививать культуру потребления.

АРИЩЕНКО: И мы, в свою очередь, работаем в этом направлении. В частности, стараемся сделать так, чтобы с помощью нашего электронного кассира поход в кинотеатр превращался в еще более увлекательное мероприятие. У нас внедрена программа лояльности для всех пользователей терминальной сети, которая включает в себя приятные бонусы и сюрпризы: скидки у наших партнеров, подарки и сертификаты. Данную программу мы будем обязательно развивать индивидуально с кинотеатрами, разрабатывая систему поощрений для посетителей каждой конкретной площадки.

БК: Насколько сложно техническое обслуживание терминала МКБ?

АРИЩЕНКО: Все, что необходимо сделать кинотеатру – просто заключить договор. Все остальные вопросы, которые касаются технической поддержки, инкассации, обслуживания терминала, осуществляются специализированными службами банка на протяжении всего времени сотрудничества. У «Московского кредитного банка» есть своя служба IT, колл-центр и штат инженеров, которые рассредоточены по Москве и Московской области для оперативного реагирования на обращения. Также все терминалы подключены к единому центру мониторинга и находятся под наблюдением наших специалистов в режиме 24 на 7.

ШЕПЕЛЕВ: Тут я хотел бы отметить, что МКБ выступает пионером в этом смысле, потому что единственный на рынке предоставляет комплексное решение по техподдержке терминалов. Конечно, вы можете отдать обслуживание «железа» на аутсорсинг одной компании, обслуживание программного обеспечения – другой, инкассацию – третьей, и у вас получится три контрагента на одной задаче. Зачастую это обходится дешевле, но приводит к определенным рискам. Потому что, как правило, в процессах программно-аппаратного комплекса самые сложные и самые болезненные вопросы оказываются на стыке контрагентов, когда поставщик программы говорит: «Ребята, у меня все работает прекрасно, обращайтесь к поставщику оборудования», и то же самое говорит поставщик «железа». МКБ же предоставляет полный комплекс услуг по обслуживанию.

АРИЩЕНКО: Плюс к этому мы можем дополнительно предложить инновационный сервис «Электронная инкассация», с помощью которого можно сдавать кассовую выручку в данные устройства в любое удобное время, и денежные средства будут зачислены на расчетный счет в режиме онлайн. Это позволит персоналу быстро и удобно сдавать выручку без ожидания инкассаторов, а также сэкономит время на подготовке сопроводительной документации.

ШЕПЕЛЕВ: Я могу пояснить на примере, как это отличается от классической инкассации. Обычно к вам приезжает человек, забирает выручку из кассы, и эти деньги поступают на расчетный счет, в идеале, на следующий день. В некоторых случаях это происходит через два дня, а в парадоксальных – и через три. А деньги – это же кровь бизнеса, они нужны здесь и сейчас, поэтому на рынке появилось предложение по установке терминалов, с помощью которых вы можете сами проводить инкассацию. Вы просто загружаете выручку из классической кассы в автоматический терминал, и деньги тут же появляются на вашем расчетном счете.

БК: Могут ли кинотеатры, не работающие с программой «UCS-Премьера», установить у себя терминалы МКБ?

ШЕПЕЛЕВ: Нет, это невозможно. И тому есть объективные причины, а не то, что мы являемся сдерживающим фактором. Если бы дело касалось учреждения, где нет посадочных мест, например, как в планетарии, проблем не возникало бы. Но если кинотеатр подключен к другой системе продажи билетов, то она накладывается на «Премьеру», и может возникнуть задвоение посадочных мест. Как вариант – в таком случае можно делать некую квоту, чтобы через терминал была возможность купить билеты, к примеру, только на первый и десятый ряды. Но такое ограничение услуги приведет к сокращению спроса.

БК: В какой стадии сейчас находится проект? Когда уже можно будет говорить о введении терминалов в эксплуатацию?

АРИЩЕНКО: Наша основная цель – предоставить доступный и комфортный сервис по покупке билетов в кино. Сейчас мы сконцентрированы на создании качественного продукта, тестировании программного обеспечения и выведении его на рынок. В рамках запуска пилотных проектов мы ориентируемся на Москву, Московскую область, а в перспективе – на все регионы России. В дальнейшем мы планируем усовершенствовать наше устройство, сделать его многофункциональным, в частности, с возможностью оплачивать все дополнительные услуги кинотеатра, включая продукцию из баров. Подготовку полноценного сервиса мы планируем закончить к концу этого года, о датах выхода продукта на рынок будем сообщать отдельно.

ШЕПЕЛЕВ: Я бы тут уточнил, что во многом скорость появления новых возможностей терминала зависит от спроса ведущих сетей. И это не должно быть просто декларативное заявление «мы могли бы это купить». Ведь чтобы создать новую программу, я должен на полгода занять группу из двоих-троих разработчиков и платить им все это время зарплату. В текущий момент это непозволительная роскошь. Чтобы начать разработку нового проекта, нам нужна обратная связь от солидного покупателя, подкрепленная предоплатой. Так что наши крупнейшие сети являются своего рода законодателями мод и драйверами развития информационных технологий для кинобизнеса.


Публикация в журнале "Бюллетень Кинопрокатчика" №9, сентябрь 2016 г.

pdf.png