История названия гамбургера также не столь очевидна. Одни считают, что «Гамбургер» (Hamburger) произошел от слияния английского ham и burger (ветчина и бутерброд). Другие ссылаются на немецкий город Гамбург, где с легкой руки одного купца придумали отбивные. Путешествуя по Азии, он заметил, как кочевники хранят мясо под седлами, чтоб оно стало мягким и более приятным на вкус. Используя похожий метод в Германии, делец очень быстро раскрутил «гамбургское мясо». Вскоре вместе с немецкими эмигрантами и сам неологизм «гамбургер» перекочевал в американские рестораны и уже в 1884 году был замечен и упомянут в журнале «Вечерний Бостон».
Удачный концепт
Чтобы слава о чудо-булочке распространилась по всему свету, гамбургеру нужно было стать легким в приготовлении и удобным в употреблении. «Немецкий» бифштекс легко есть прямо на ходу, без использования вилки и ножа, он сытный и вкусный, а главное, недорогой – это уникальное торговое предложение и предопределило его сумасшедший успех.
Звездный час котлеты между двумя булочками с листом салата и соусом пришелся на 1930-е годы, когда Уолтер Андерсон из Канзаса запустил сеть закусочных White Castle Hamburger, в которых гамбургеры составляли основное меню. С тех самых пор сформировалась философия фастфуда – это дешевая еда, поточное приготовление и обслуживание одного человека не дольше минуты. Появился новый формат общественного питания, который быстро подхватили и начали применять повсеместно сметливые предприниматели.
Главным конкурентом White Castle стало дело братьев Мориса и Ричарда Макдональдов, которые открыли одноименный ресторан быстрого питания в 1948 году. Успех последних заключался в оптимизации бизнес-процессов. Они ориентировали зал на самообслуживание и полностью переоснастили кухню таким образом, чтоб сократить до минимума скорость приготовления блюд. Это позволило снизить цены на гамбургеры до 5 центов (а именно гамбургеры составляли основу меню). Слава к Макдональдам пришла после публикации о них в журнале American Restaurant Magazine в 1952 году, после чего известная сегодня сетка общепита начала распространяться по всему миру.
Далее, с автомобилизацией Америки, главное блюдо фастфуда превратилось в настоящий культ, что подтолкнуло рестораторов к идее обслуживать посетителей на колесах через систему окон. Удобная опция в одночасье завоевала бешеную популярность у представителей всех слоев населения. Заехать за гамбургером и забрать его стало можно, не выходя из машины.
Тем не менее, поначалу гамбургеры не у всех вызывали восторг, поскольку считались дешевой едой для бедняков, которую продавали с фудтраков на уличных ярмарках. В газетах писали: «Есть гамбургеры – все равно, что питаться из мусорного ведра». Что только ни придумывали предприниматели, чтобы спасти бизнес! Например, в компании Билли Ингрэма гамбургеры покупали люди в белых халатах – актеры, чья задача была создать впечатление безопасной еды, которую легко покупают даже врачи. В White Castle вынесли «кухню» на всеобщее обозрение: так они показывали весь путь приготовления экологически безопасных «булочек с котлетами» и успешно работали с возражениями.
Эксперты сервиса r_keeper отмечают, что и сегодня метод «открытой кухни» успешно используется в ресторанах с азиатской кухней, кухней на гриле, а современные рестораны – хоть тот же МакДональдс – действительно до сих пор стараются показать экологичность и пользу своей еды. И цветовое оформление ресторанов, и общая реклама бургеров сегодня, в 2017 году, направлены на то, чтобы показать свежесть и безопасность ингредиентов, а также доступность продукта. Прошло сто лет, а торговое предложение осталось тем же.
Но и десятки лет назад старания предпринимателей оказались не напрасны, и очень скоро гамбургеры начали считаться идеальной едой, при этом самыми большими поклонниками удобной и недорогой пищи стали дети. Сегодня гамбургеры – обязательный пункт меню любого ресторана быстрого питания и присутствуют не только в McDonald's, Burger King и Subway, но и в премиальных ресторанах.