Статьи

13.06.2018

Как рестораны готовятся к Чемпионату мира 2018

Как рестораны готовятся к Чемпионату мира 2018

Кажется, что летом инфраструктура городов, принимающих участников Чемпионата мира по футболу 2018, перестроится под нужды болельщиков, а период спортивных соревнований станет золотым месяцем для рестораторов, ритейлеров и отельеров. Вместе с экспертами индустрии маркетологи r_keeper разбирались, так ли это на самом деле и как заработать на мундиале.

Готовь сани летом, а футбольный матч зимой

Более 60 матчей пройдут с 14 июня по 15 июля 2018 года в 11 российских городах. Согласно подсчетам оргкомитета, ЧМ-2018 посетят почти 5,5 млн человек, в том числе около 676 тыс. иностранцев. Каждый из городов-участников примет не менее 200 тыс. человек. В планах продажа порядка 3,1 млн билетов на матчи в городах России. 

Для ритейла, гостиниц и общественного питания любой ситуативный маркетинг  это мощный инструмент формирования общественного мнения, а мировое спортивное событие  тем более. По словам директора департамента по связям с регионами оргкомитета «Россия 2018» Дениса Полякова, Чемпионат мира по футболу 2018 года обойдется России более чем в 600 млрд рублей. Половина денег будет выделена из федерального бюджета, 15% затрат придется на регионы, а оставшаяся доля поступит в виде частных инвестиций. 

«Глобальные спортивные мероприятия позитивно влияют на ресторанный бизнес, в этот период удается привлечь в рестораны, кафе и бары страны как россиян, так и иностранных туристов,  размышляет Юлия Камаева, бренд-менеджер компании UCS (бренд r_keeper). — Почти все ресторанные маркетологи используют это время для увеличения выручки посредством различных маркетинговых активностей». 

По оценкам компании EMTG (организация и обслуживание выставок, услуги по франчайзингу), спортивные мероприятия увеличат количество экономически активных малых предприятий во всех 11 городах-участниках ориентировочно на 20%. Примерно четверть из них  это точки, открытые по франчайзингу специально к летнему сезону. Быстрее всего, как полагают в EMTG, окупятся франшизы стоимостью до 5 млн рублей. Вообще мундиаль станет отличным толчком к развитию ресторанного стартапа. Если удачно подобрано место, есть надежные поставщики, арендная плата подъемная, и в целом условия благоприятны для развития, впоследствии точка сможет продолжать работать так же успешно, правда, на меньших оборотах. 
Самые популярные и быстро окупаемые бизнес-модели  это продажа напитков, еды, мороженого, фастфуда. В выигрыше останутся не только рестораны быстрого питания, но и кофейни, стритфуд, точки «кофе с собой», а также спорт-бары. В местах с большим трафиком, например, по пути туристических маршрутов или рядом со стадионами, бизнес по продаже сэндвичей и хот-догов окупится за 3–4 месяца, ориентировочная прибыль составит от 20 до 100% от вложений. Небольшую точку имеет смысл организовать за пару месяцев до начала горячего сезона. Для сравнения: полноценный ресторан быстрого питания, например «Бургер Кинг», стоит от 25 млн рублей и окупается не менее чем за два года. 

shutterstock_433804615.jpg

Эксперты советуют рассчитывать силы при организации временной точки питания в непосредственной близости от стадиона. Для наглядности: чтобы напоить прохладительными напитками тысячу человек, требуется минивэн, доверху наполненный бутылками. А если фан-зона рассчитана на 50 тыс. человек, то, соответственно, понадобится 50 таких автомобилей. В бизнес-модель подобной точки питания необходимо заложить логистику и распределение сырья, производственные процессы, особенности реализации и хранения полуфабрикатов, а также следует заранее проанализировать локации массового скопления болельщиков и согласовать размещение точки с администрацией спортивных объектов.

Не бойтесь «переборщить»

«Футбол и спортивные мероприятия зачастую ассоциируются с недорогими блюдами и закусками, поэтому наиболее востребованными окажутся заведения средней ценовой категории. Из еды это закуски, пиво, фастфуд и все прочее, что удобно взять с собой для просмотра матча»,подчеркивает Юлия Камаева.
«Как и обычным туристам, болельщикам будет интересна местная кухня»,  убежден президент Федерации отельеров и рестораторов Леонид Гарбар. Спрос придется на рестораны русской кухни и заведения с простой, понятной едой (пиво, закуски). В фокусе внимания борщи, пельмени, блины и, конечно, водка. «Все должно быть быстро, просто и понятно, если ориентироваться на болельщиков,  поясняет Никита Улыбин, управляющий регионом Санкт-Петербург сети бургерных “FARШ”. – Возросший поток туристов обеспечит дополнительный прирост гостей во всех предприятиях сферы услуг. Бургеры сейчас на пике популярности, и наши сети готовы принять всех любителей вкусных бургеров. Иностранных туристов заинтересуют рестораны с национальными блюдами». С ним согласен Алексей Михайловский, шеф-повар ресторана «Сибиряне» (Екатеринбург), отмечая при этом, что ресторанам следует показать все разнообразие русской кухни, а не только «борщ и сало». 
«Во время мундиаля популярными будут все те места, где можно посидеть за кружкой пива и посмотреть матчи,  добавляет Павел Ачикян, сооснователь и генеральный директор сети бртучечных “Левон’с” (Москва).  Кроме того, востребованы будут точки на туристическом трафике, куда гости будут стекаться, чтобы попробовать местную кухню или, например, посмотреть на красивые виды». 

Многие рестораны готовят специальное «футбольное» меню. Например, в «ПалкинЪ» (Санкт-Петербург) планируется сет от шеф-повара: во время матчей гостям предложат комплименты, выполненные в футбольной стилистике, например, десерты в виде мячей. Спец.предложение сети «Темпл бар» (Москва) включает несколько готовых сетов для больших компаний. «Наши акционные предложения коснутся наиболее популярных блюд быстрого приготовления: это бургеры, картофель фри, кальмары фри, колбаски гриль»,  добавляет Виталий Полищук, шеф-повар ресторана одесской кухни «Бабель» (Москва). В ресторанах «FARШ», по словам Никиты Улыбина, запустят несколько новинок для футбольных болельщиков, увеличат ассортимент закусок (горячих и холодных), а также введут несколько оригинальных бургеров. 
Меню сети «Левон’с» (Москва) пополнится эксклюзивным блюдами, разработанным специально к Чемпионату мира 2018. «Также мы планируем запустить специальные акции с пивом и сетами. Уверены, что популярностью будут пользоваться и различные маркетинговые активности: например, выгодные акционные предложения в случае победы любимой команды»,  добавляет Павел Ачикян, сооснователь и генеральный директор сети.
С подачи городской администрации футбольное меню вводят рестораны Калининграда. Чтобы привлечь внимание туристов и мотивировать бизнес, власти объявили конкурс на лучшее меню. Вскоре специальная комиссия попробует предлагаемые блюда и выберет ресторан-победитель с лучшим меню.

shutterstock_383652538.jpg


Некоторые заведения вводят даже латиноамериканские блюда. «Буквально в начале мая ресторан итальянской кухни из Ростова-на-Дону оставил нам запрос на корректировку меню. Ресторан добавил блюда латиноамериканской кухни, среди которых оказалось немало традиционных блюд Бразилии (например, фейжоада, мокека). Несложно догадаться, что посетители кафе родом из Бразилии будут рады увидеть традиционную кухню в исполнении российских ресторанов. Подобного формата запросы поступали также из ресторанов Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Самары. Некоторые рестораны, напротив, делают упор на национальные блюда России, которые могут быть интересны для туристов, и дополняют меню именно русской кухней. Разработка нового меню  далеко не единственное, чем рестораны планируют удивлять посетителей во время чемпионата» рассказывает Ольга Ващенко, магистр моделирования социальных процессов, руководитель отдела маркетинга и рекламы агрегатора доставки еды «Хочу-поесть.рф».

Большинство опрошенных заведений не планируют повышать цены, скорее напротив, готовят максимально демократичное предложение. Как поясняют эксперты, самые важные для них посетители  это постоянные гости, которых не стоит разочаровывать. Стоимость блюд может подняться лишь в том случае, если повысятся закупочные цены. «Я против повышения цен и отдельного меню для иностранцев,  говорит Алексей Михайловский Мне важно, чтобы туристы, приехав к нам, остались довольны и захотели повторить путешествие. Ко всему этому многие поставщики алкоголя сами дают акционный продукт, и много даже придумывать не надо». 

shutterstock_1065543248.jpg

Снять языковой барьер

Создавать и поддерживать репутацию заведения удается не всем рестораторам. Лояльность достигается благодаря качественному сервису, в первую очередь это поведение официантов и знание ими иностранного языка. По данным сервиса бронирования Expedia, в этом году основной пул гостей составят американцы и туристы из Южной Америки. Чтобы официанты не терялись, услышав нерусскую речь, их отправляют на языковые интенсивы, печатают для них памятки-разговорники. Рестораны открывают вакансии для англоговорящих сотрудников. Меню также стараются сделать на двух языках. 

Именно так поступили в сети ресторанов «Темпл бар» (Москва). На английский язык переведены меню и сайт. Кроме того, на рекламных баннерах добавлен QR-код, отсканировав который, гость сможет получить необходимую информацию на любом языке. В ресторанах группы «Пивная карта» (Санкт-Петербург) официанты усиленно подтягивают испанский, готовятся к наплыву латиноамериканских гостей.

«Немаловажный фактор  перевод меню на английский язык и наем в команду ресторана англоговорящих официантов. Это поднимет статус ресторана для туристов на более высокий уровень» рассказывает Алексей Михайловский. 

Теги: ucs, R-Keeper, 2018