Статьи

03.07.2018

Гаджетомания ресторанов: игрушка или осознанная необходимость? Часть 2

Автоматизированные системы

Ресторанный бизнес почти на 100% использует автоматизированное программное обеспечение для управления предприятием. Только на российском рынке насчитывается более 20 различных систем — r_keeper, iiko, TillyPad, «1C: Ресторан», «Эксперт», «Рестораторъ», Z-Cash, «Магия», Microinvest, «Трактиръ», «Астор» и др. Рестораторы обеспечивают разработчикам стабильный спрос на новые решения, что неудивительно, поскольку общепит — одно из самых популярных направлений для малого бизнеса. 

Сервисы объединяют в единое цифровое пространство работу в зале (электронное меню, продажи официантов, хостес) и внутренние взаимодействия — электронный документооборот, контроль за поставками продуктов и работу кухни, систему управления с подсчётом KPI каждого сотрудника и маркетинговый отдел и т.п. Все бизнес-процессы максимально автоматизируются. 

Одна из первых систем автоматизации ресторанного бизнеса — r_keeper, вышедшая на рынок ещё в 90-х годах. На сегодняшний день в r_keeper работают более 50 тыс. ресторанов в 48 странах мира. Программное обеспечение помогает вести складской учёт, автоматизировать работу барменов и официантов, работать с электронным меню, магнитными картами и заказами через приложения, а также контролировать закупки, вести видеонаблюдение и т.д. Все перемещения товара фиксируются в системе, что снижает возможность хищений, а автоматизированная выгрузка отчётов позволяет отследить «пробелы» деятельности заведения и скорректировать работу маркетолога. Программа масштабируема: пользователь имеет возможность интегрировать столько модулей, сколько ему необходимо, то есть каждая продажа ПО — индивидуальное кастомизированное решение, адаптированное под конкретный бизнес. 

Есть и другие специализируемые IT-продукты. Например, в 2015 году на рынке появился сервис Openboom, интегрированный с соцсетями. Меню выгружалось прямо в приложения ВК и FB, и там же осуществлялся заказ. Разработчик рассчитывал на молодёжную аудиторию, которая предпочитает проводить свое время в социальных сетях. Openboom позиционировался, как удобный способ заказа блюд, основанный на рекомендациях друзей. Система умела таргетироваться на нужную аудиторию, собирать данные для рассылки и CRM ресторана. Повторные заказы генерировались с помощью специальной триггерной цепочки. Однако, сервис не прижился и на данный момент не используется. 

shutterstock_427841167.jpg

Ставку на QR-коды сделали разработчики приложения Resti. По их словам, цифровые коды легко заменяют электронное меню и ускоряют процесс обслуживания на 30%. В коде записаны информация об ингредиентах блюда, ссылка на сайт пиццерии, контакты и время работы, отзывы клиентов, фото и т.д. Чтобы сделать заказ, позвать официанта или оставить отзыв о заведении, клиент должен всего-навсего отсканировать код. Кроме того, с помощью Resti посетители также могут просматривать профайлы других клиентов, общаться и знакомиться с ними. 

В западном мире практика QR-кодов развита давно. Например, в сети бистро The Melt (г. Сан-Франциско) клиент делает заказ с помощью мобильного приложения. Далее система присылает ему на телефон QR-код с описанием и дальнейшими инструкциями. Также ресторан использует геотаргетинг: присылает находящимся поблизости постоянным клиентам напоминания о том, что пора пообедать или поужинать. 

Будущее наступило

Вряд ли наших соотечественников в ближайшее время будут обслуживать роботы, а доставлять еду дроны, но тем не менее это уже стало реальностью. Первые роботы-официанты появились в тайском ресторане Hajime (г. Бангкок), в Сингапуре вот-вот запустят курьеров-дронов. Кафе Foodsy в Амстердаме успешно работает без персонала: клиенты сами готовят пищу по инструкциям, а расплачиваются с помощью мобильного приложения. Нашпигованный техническими достижениями ресторан Gadget Studio недавно появился и в Москве. Из множества фишек — «умное» управление оборудованием, планшетное меню, несколько сценариев подсветки, многовариантная оплата заказа и чаевых (через смартфон, а также «умные часы»). В туалетах Gadget Studio — беспроводная сушилка и «умная» подача воды. Кинозал ресторана украшает огромная панель Prestigio Multiboard — сенсорный компьютер, который из обычного монитора легко превращается в интерактивную доску, по которой можно рисовать маркером, а полученные записи сохранять в файл. 11 зон подсветки позволяют задавать любые комбинации цветов — например, во время просмотра матча «Зенита» ресторан можно сделать сине-бело-голубым. В планах владельца — интегрировать электронное меню и учётное ПО с системой распознавания лиц. Это позволит учитывать предпочтения каждого посетителя и предлагать то, что ему должно понравиться. 

shutterstock_445743958.jpg

Несмотря на кажущееся разнообразие IT-инфраструктуры, сфера FoodTech в России находится на начальном этапе. Рынок испытывает недостаток простых, понятных и функциональных систем. Наши смартфоны уже сейчас могут давать подсказки и напоминать о важных встречах, так почему же это не использовать ресторанам? 

В общепите востребовано любое ПО, которое бы облегчало выбор и оплату блюда, включая чаевые, с помощью смартфона. Рестораторы жалуются на отсутствие удобного мобильного эквайринга — не развита у нас ещё система предоплаты одновременно с бронированием. Что касается мобильных приложений, то для ресторанного бизнеса это достаточно дорогое удовольствие — не каждый бизнесмен может позволить себе выложить несколько сотен тысяч рублей, да и продвижение приложения требует бюджета. Гораздо удобнее и дешевле сделать адаптивный сайт или же пользоваться сервисами-агрегаторами.
 
Относительно свободна ниша ресторанных отзовиков, а ведь это важный инструмент для принятия решений. Перед выбором нового места в 70% случаев люди смотрят меню и читают отзывы; в России это в основном Foursquare и 2ГИС. Средняя глубина изучения — до 4 отзывов для каждого заведения. Своевременная и грамотная реакция на отзыв и пожелания гостей увеличивают доверие к бренду и повышают рейтинг заведения. В 2014 году Яндекс пробовал запустить аналогичное 2 ГИС приложение «Яндекс.Город», но проект провалился. Сервис помогал находить заведения, смотреть информацию о них, читать отзывы и просматривать фото. 

Прогнозировать продажи, сравнивая их с предыдущим отчётным периодом или аналогичным за прошлый год, умеют современные автоматизированные сервисы. Но есть и совершенно уникальные разработки: Александр Брайловский (кафе здорового питания «Рецептор») предложил рынку собственную ERP-систему, которая умеет делать прогнозы по выручке и планировать закупки, используя математический анализ. Как поясняет разработчик, аналога продукту на рынке нет. 

Очень нужны ресторанам «умные» системы управления оборудованием заведения: вентиляцией, кондиционированием, световыми сценариями, шторами. Такие системы уже предлагают компании «Бестрон», «200 Ватт», GrandSmartHome и другие. Рынок также испытывает дефицит электронных тренеров для обучения ресторанного персонала.
Ну и, наконец, самый футуристический ресторанный тренд — 3D-печать еды — кажется абсолютной фантастикой: заказать ужин с помощью приложения, оплатить картой и получить из точки с 3D-принтером. Пока же распечатанную еду можно увидеть только на выставках и в видеороликах. 

Теги: ucs, R-Keeper, 2018