Статьи

30.07.2019

Инвентаризация, как обязательная часть рабочего процесса

Инвентаризация — обязательная часть рабочего процесса в любом заведении. Она позволяет сверять фактические данные с данными программного учета. Это основной способ контроля сохранности товаров на складе. Чем чаще проводятся инвентаризации, тем более точной информацией владеет руководство, и тем более своевременными будут приняты решения на кухне ресторана.
Как должна проводиться инвентаризация и что делать с её результатами?

shutterstock_1162039774.jpg

Инвентаризация бывает нескольких видов в зависимости от объема проверки и сроков:

- Ежемесячная. Полный учет продуктов, расходных материалов и хозяйственных товаров;
- Ежедневная. Обычно применяется для учета остатков бара. Каждый вечер перед сдачей смены снимаются остатки по алкоголю;

- Внеплановая. Внезапная инвентаризация, о которой персонал не предупреждён. Обычно это выборочная проверка по определенным позициям, но может быть и полный пересчёт кухни или бара.

При подготовке к инвентаризации согласовывают сроки её проведения, распечатывают бланки с номенклатурой товаров, проверяется внесение всех документов по кухне и бару.

Пустые бланки со списком товаров – это неотъемлемая составляющая инвентаризации. Без них сотрудники могут что-то случайно пропустить или при желании специально сфальсифицировать данные. Также может возникнуть путаница в наименованиях товаров, что тоже приведет к получению неверных данных. В программе StoreHouse есть возможность составить и распечатать такие бланки по всей номенклатуре, или по выбранным группам. Ещё можно использовать программный модуль FoodFactory и не тратить бумагу, а вносить результаты подсчетов сразу в электронном виде.

Все товары должны попасть в инвентаризацию, это и одноразовая посуда, и продукты, и уже приготовленные полуфабрикаты (соусы, тесто и т.д.). Механизмы StoreHouse_5 позволяют добавлять полуфабрикаты в сличительные ведомости и раскладывать их на ингредиенты по текущим технологическим картам.

Инвентаризация помогает не только контролировать остатки, но и выявлять ошибки в программе учета, например:
1. Задвоенные позиции. В технологических картах для списания указана одна позиция, а товар приходуется на склад по другому наименованию. Например, «помидоры» и «томаты».
2. Ошибки в единицах измерения. Допустим, в накладной написано 5 упаковок стаканчиков по 100 штук, а кладовщик вносит в программу просто 5 штук.
3. Ошибки в технологических картах, когда при занесении рецептуры, выбрали не ту номенклатуру или перепутали количество.
4. Неучтенная упаковка. К расходным материалам нужно относиться внимательно: правильно считать себестоимость позиций «навынос» с учетом упаковки. Например, можно завести модификаторы «с собой» и «в зале». Модификатору «с собой» составить калькуляцию с учетом упаковки.
Так, для удобства при инвентаризации, расходные материалы можно считать по весу. Взвесить большую упаковку, посмотреть, сколько штук в нее входит, разделить вес на количество – получится вес одной единицы.

shutterstock_644716390.jpg

По результатам инвентаризации можно увидеть следующее:

- Большие остатки товара на складе. Лучше заказывать продукцию чаще, но меньше, это позволит сократить количество списаний испортившейся продукции;
- Не соблюдение рецептуры. Кухня закладывает в блюда меньший вес ингредиентов, за счет чего получаются излишки;
- Не списанные или не перемещенные с кухни на бар продукты;
- Пересорт, когда фактический остаток товара не совпадает с расчетным, причем излишек и недостача похожих продуктов в тождественном количестве. Например, недостача воды без газа и такой же излишек газированной воды. Эту проблему можно решить в программе StoreHouse с помощью «Акта переработки»;
- Выявить злоупотребления со стороны персонала.

Проведение инвентаризации в ресторане – это сложный процесс, требующий непрерывного контроля на каждом этапе. Он позволяет сверить фактические данные с данными бухгалтерского учета, выявить ошибки и злоупотребления. Чем чаще проводятся инвентаризации, тем более актуальную информацию имеет управляющий и может осуществлять грамотное планирование и развитие бизнеса.